Застрять на плохой дороге можно не только на городском автомобиле, но и на крутом внедорожнике. И вытащить его будет гораздо труднее. Советов бывалых на эту тему — множество. Можно возить с собою металлические сетчатые коврики. Иногда помогут лопата и топор. Можно поддомкратить буксующее колесо и подложить что-то под него. Полезна и автомобильная лебёдка. Но, как правило, рядом не оказывается, за что её можно зацепить.
Вот уже около 40 лет я практически не застреваю. А если и застреваю — быстро вытаскиваю машину. В конце 60-х годов прошлого века в журнале «За рулём» был опубликован совет одного из «бывалых» водителей. Он рассказал, как уже несколько лет пользуется придуманным им грунтозацепом для лебёдки. Я тоже его заказал в мастерской нашей лаборатории, и с тех пор он меня ни разу не подводил. Меняя машины, я просто перекладывал его в следующую.
Конструкция очень проста. Вы видите её на картинке. Основной элемент — стальная труба диаметром примерно в 5 и длиной около 80 сантиметров. С одного конца — крюк из стального прутка, куда можно зацепить лебёдку. Под крюк в трубе просверливаются отверстия, он вставляется и приваривается к трубе обязательно сверху и снизу. Ещё в трубе под некоторым углом сверлятся отверстия под стержни-грунтозацепы. Самое трудное — выточить их. Они свободно должны вставляться в наклонные отверстия. При перевозке стержни убираются внутрь трубы с торцов. Два — со стороны крюка, остальные — с другой стороны.
Если Вы застряли, цепляете трос лебёдки к автомобилю и растягиваете его на всю длину. Саму лебёдку надеваете на крюк зацепа и топориком забиваете по одному стержни. Если грунт твердый — достаточно пары с дальнего конца. Если мягкий — приходится забивать все. Затем встаёте на трубу, чтобы она не вывернулась под нагрузкой, и тянете машину. Обычно достаточно подтянуть её на 1−2 метра. Хотя, если длины троса не хватит, эту операцию можно повторять неограниченное число раз. Машину можно тянуть как вперёд, так и назад, в зависимости от ситуации. Забитые стержни держатся в земле плотно — руками обратно не вытянуть. Поэтому их нужно сначала раскачать вправо-влево боковыми ударами топорика. Обратите внимание на чертёж — в верхней части стержней утолщения, чтобы нельзя было забить по шляпку и было за что ухватиться.
Этот зацеп способен вытащить даже тяжёлую машину. В середине 90-х годов я некоторое время ездил на огромном пикапе «Шевроле-Сильверадо», принадлежащем «ЛогоВАЗу». Двигатель 6.2 литра, все колёса ведущие, дорожный просвет — 30 сантиметров. По луже проехать на такой машине — сплошная приятность. Даже по вспаханному полю. Однажды в деревне сосед попросил помочь найти потерявшуюся корову. В дождь мы поехали её искать по лесной дороге, разбитой тракторами. В одном месте я сел на брюхо даже на такой машине. Так этот зацеп с лебёдкой помогли!
И ещё. За 40 лет я пользовался этим приспособлением всего несколько раз, хотя ездил по разным дорогам. Почему? Дело в психологии. Когда боишься застрять — нога обязательно где-нибудь посередине лужи дрогнет, и ты застрянешь. Когда знаешь, что ты всегда сможешь легко выбраться — то и не застреваешь.
Советую автомобилистам изготовить такой зацеп, положить с лебёдкой в багажник — и никогда не застревать. Он будет помогать даже из багажника. Проверено!