Помните знаменитое, Розы Ченборисовой— «Счастлив, кому знакомо, щемящее чувство дороги»? И это ведь не просто так сказано. Есть такая категория людей. Которым становится как-то щемяще-тоскливо, если они долго не выходили на трассу.
Есть, есть, по себе знаю. Кто-то в суете городов тоскует по горам, кто-то — по морю и непередаваемому запаху судового соляра, смешанному с солью и влагой вдыхаемого воздуха. Ну, а кто-то тоскует по трассе. И чтобы избавиться от этой грусти-тоски, штопает свою душу по знаменитому рецепту уже Юрия Визбора — «длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог».
Не скажу, что я сам отношусь к этой безнадежно-неизлечимой категории, но… Но что-то от неё, скорее всего, есть и у меня. Вот и нынче — Президент отговорил свои поздравления, отбили куранты, сдвинули мы все в едином порыве свои бокалы с первым шипучим напитком уже наступившего года… А уже утром следующего дня я вышел на трассу.
Так что по свежим, можно сказать, наисвежайшим, впечатлениям хочу рассказать о том, «какие они», эти зимние дороги. В первую очередь — завораживающие. Вот, посмотрите, какая красота была утром 3 января в ближайших окрестностях одной из «лукойловских» заправок на трассе А108 за Серпуховым. Старое Симферопольское шоссе, обхожу Москву по третьему транспортному кольцу. Где-то -5, ночью снежок выпал. Ветра нет. Красиво. Типа как знаменитое, есенинское: «Еду. Тихо. Дремлет лес под сказку сна».
Вот только… Тихо ездить не получается как-то нынче. Скорости уже — другие, совсем не те, что были век и чуть боле тому назад. И потому красота зимней дороги — вещь довольно обманчивая. Если по обочинам и их окрестностям судить, впечатление одно. А на самой трассе… Несколько иное. Красоты, как правило, ни-ка-кой! Реагент всё разъедает, грязная снежная каша летит тебе в морду, дворники работают, омыватель расходуется в неимоверных количествах. Ну, зима есть зима. Со всеми ей присущими природными явлениями: снег, гололед, метель.
А потому… На зимней трассе обычно не до тех красот, что проносятся мимо тебя и вместе с уже пройденным участком остаются где-то там… За спиной и водителя, и его пассажиров.
Вот тот же самый день, часов на пять позже. Уже федеральная трасса М4 «Дон», где-то за Ефремовым, на стыке между Тульской и Липецкой областями. Только что всё было тихо, спокойно. И даже солнышко временами из-за туч выглядывало. Как вдруг… Ни с того, ни с сего — задуло, повалило, замело… И самое обидное — на платном участке. Где разрешенная скорость— до 110 км/час. А так, получается, без штрафа (поскольку превышение скорости до 20 км/час им не карается) можно ехать до 130-ти.
Но мы шли от 90 до 100. Не больше. И хорошо, что передо мною было машины три, которые «резали» снежную целину, за считанные минуты образовавшуюся на только что вылизанной грейдерами, сутра почищенной трассе. Мне, самому последнему, было полегче, главное, из колеи не выскочить и не зацепить свежий снег, чтобы тебя не закрутило по дорожному полотну и не выбросило с трассы или на отбойник. Вот так и шли мы километров пятьдесят-шестьдесят, дружной, спаянной совместным чувством опасности мини-колонной, пока не выскочили из полосы метели.
И за это время не было нас обогнавших. За спиной у меня никто не маячил. Хотя, конечно, М4 — федералка довольно загруженная. На мой взгляд, одна из самых загруженных в европейской части. Но вот так. Когда метель, туман, мороз — оно лучше не гневить Господа и переждать. Если, конечно, есть такая возможность.
Ну, а нет… На нет, как говорится, и суда нет. Остается только надежда на собственный опыт и уверенность в том, что твой пепелац и в этот раз не подведет.
Уже на обратном пути, за Лодейным Полем, когда стемнело, температура за бортом стала подниматься ближе к плюсу и посыпало с неба… Непонятно что. Снежная крупа с какой-то водяной пылью в одной взвеси. Дворники включены постоянно, когда заходишь «под фуру», вообще нич-чего, кроме её габаритов, не видно. Приятного мало. И идти за ней не фонтан, но и обгонять вслепую — опасно. Тем более, чтобы для обгона выйти на встречку, надо на скорости перерезать два плотных снежных валика, набитых колеями, и чтобы вернуться на свою полосу— столько же…
Но вот по отсутствию встречных световых бликов понимаешь, что метров триста запаса у тебя есть. Кряхтишь, вылазишь на встречку, чистишь дворниками морду, даешь дальний… Ша, в пределах видимости— никого. И рвешь когти с пониженной. Обошел две фуры — хорошо. Может, и третью? Впереди-то — темно… А значит, и быть никого не должно бы…
И вот так обходишь фуру за фурой без каких остановок, одну сотню километров, другую. Жалко просто. И времени, и своих сил. Ты их обходил, обходил, а пока будешь стоять, переводить дыхание, курить, они снова тебя обойдут. И тогда… Хочешь не хочешь, а начинаешь всю песенку про белого бычка и его мочало… Совершенно верно — с самого начала.
Так что если определить качественную характеристику зимних дорог одним словом, то… Как на мой взгляд, непростые они. Очень даже непростые.
И потому… Женщины… Дорогие наши, обожаемые и любимые. Вот вернулся «ваш» с дороги, оставив за спиной не одну сотню километров, и, несмотря на осуждающие взгляды и красноречивое молчание, прямым ходом — на диван. Не торопитесь его оттуда сгонять. День-другой подождут накопившиеся домашние дела.
«Непростое» не так-то просто преодолеть. Чтобы сделать это, немало сил приходится потратить. И физических, и эмоциональных. Так пусть «ваш» вместе с котами поваляется на диванчике. Передохнёт денёк. Он потом всё сделает. И за понимание ваше поцелует вас. И не только в щечку…
Что еще почитать по теме?
Какие они, украинские дороги?
Почему происходят аварии? Категории дорог
Какую зимнюю резину выбрать для автомобиля?