Тогда в Казани не было указателей, не было в продаже и карт. Во многих других городах была та же ситуация. Бывалые водители советовали — езжай по самой широкой дороге, и выедешь из города. А в тогдашней Казани, чтобы выехать из города в том направлении, нужно было с широкой оживлённой улицы свернуть на более узкую.
Лет через 10 карты и указатели в Казани уже появились. Да какие! Недалеко от моего дома была развилка нескольких улиц. И там, перед рестораном «Акчарлак», стоял крупный указатель. У стрелки направо было написано: «Набережные Челны». На следующий день после смерти Брежнева вышло постановление об увековечении его памяти. В этот день вечером я ехал домой и видел надпись на указателе. А уже на следующее утро около стрелки было написано «Брежнев». Я специально остановился, но никаких следов переклейки не обнаружил. Стенд размером примерно 3×4 метра заменили целиком! За одну ночь!
Сейчас везде есть указатели. Продаётся и множество карт и атласов. Некоторым доступна и спутниковая навигация.
Проехать через любой город транзитом — проще простого. А у более-менее крупных городов появились объездные дороги.
А как сориентироваться, если захотелось поездить по незнакомому городу и посмотреть достопримечательности? Карт — широкий выбор. На некоторых даже указаны отдельные дома. Но если попытаться ехать даже по такой карте, приходится часто останавливаться и разбираться, где же находишься. Дело в том, что названия улиц и номера домов часто не видны из-за деревьев, или на некоторых домах, которые видны, их нет совсем. Названия улиц на домах часто пишут только на пересечении улиц. А на незнакомом перекрёстке нужно смотреть на знаки и другие машины, а не на дома. Часто бывает, что и перестроиться уже поздно.
Уже много лет, как появились карты городов, я покупаю только карты маршрутов городского транспорта. Автобусов, трамваев, троллейбусов. Или карту, на которой указаны и маршруты.
Когда планируешь свою поездку, заранее видишь, что надо будет проехать по маршруту такого-то автобуса, свернуть на маршрут такого-то троллейбуса, пересечь трамвайную линию…
Названия остановок и номера проходящих там маршрутов хорошо видны с дороги, да и часто встречаются сами пассажирские машины. Троллейбусные провода ещё виднее, не говоря уже о трамвайных рельсах. Иногда выгоднее выбрать маршрут чуть подлиннее, зато совпадающий с общественными маршрутами.
Так я, начиная с конца 70-х годов, свободно ориентировался в больших городах и даже в Москве, вызывая удивление своих товарищей. Нам пришлось много поездить по стране, когда занимались автоспортом.
Итак, в незнакомых городах пользуйтесь только картами с нанесёнными маршрутами городского транспорта. И ваша езда будет спокойной и приятной.
А ваши спутники будут вами восхищаться.