Разберёмся по порядку.
Мастерство, -а, ср. 1. Ремесло, ремесленное занятие. Обучаться мастерству. 2. Высокое искусство в какой-н. области. Педагогическое м. Делать что-н. с большим мастерством.
Так написано в словаре Ожегова. То есть мастерство — одновременно и ремесло, и высокое искусство.
Что это означает?
Где-то прочитал про актёрское мастерство: Если у актёра 10 штампов — он плохой актёр. Если 100 — хороший. Если 1000 — гениальный. За конкретные цифры не ручаюсь, но смысл такой.
А штамп — готовый образец, трафарет, которому слепо следуют. Этим азам ремесла и учат в любой профессии. Человек не должен задумываться, как произвести отдельную элементарную профессиональную операцию. Он должен получить результат в целом. И только тогда ремесло становится искусством. А в сумме — мастерством.
Азы ремесла будущим водителям дают в автошколе. Заучивают правила, отрабатывают отдельные элементы управления автомобилем. Через пару месяцев он становится водителем, но пока плохим. Хотя у каждого свои способности. То же самое происходит, например, в балетной школе. Заучиваются и отрабатываются отдельные элементы танца. И в течение гораздо большего времени.
В дальнейшем каждый человек набирает и дальше элементы своего ремесла. С ростом их числа возникает уже проблема их сочетаемости. У артиста для выражения образа, а у водителя — для безопасного передвижения. Чем выше мастерство — тем меньше приходится думать и лучше результат.
Вспомните притчу о сороконожке. Когда её спросили, в каком порядке она передвигает ноги, она задумалась и не смогла сдвинуться с места.
Актёру легче, чем водителю. Его партнёры тоже действуют, как задумал когда-то режиссер.
А процесс вождения некоторые сравнивают с шахматной партией. Ситуация всё время меняется, и надо всё время просчитывать наперёд возможные действия других водителей и свои. Это тоже неправильно. Каждая шахматная фигура подчиняется общей стратегии шахматиста, а каждый отдельный водитель преследует только свою конечную цель. И их больше, чем шахматных фигур. Что-то просчитывать — бесполезно!
Хороший водитель движется к своей цели, подчиняясь правилам дорожного движения, но не думая об их отдельных элементах, как и отдельных элементах управления автомобилем.
Да, нужно при этом следить и за светофорами, и даже не только ближайшими впереди. За сигналами и поведением других водителей, особенно странно себя ведущими. Указателями и разметкой, если дорога незнакомая.
Но реагировать на всё это нужно машинально — в меру имеющихся элементов ремесла и достигнутого искусства их применения.
А совершенствованию в любом деле — нет предела.
Еще важнее машинально действовать при возникшей неожиданно критической ситуации, о чём я уже писал в первой части статьи о водительском мастерстве.
Приятной и безопасной вам езды!