Транспортные средства с электроприводом — электромобили — перспективная и экологически безопасная альтернатива автомобилям на двигателях внутреннего сгорания. Электродвигатели меньше шумят, чем ДВС, на порядок эффективнее используют энергию, без проблем работают и зимой, и летом, не загрязняют атмосферу выхлопными газами.
При всех преимуществах электромобили вынуждены постоянно возить на борту «лишний» вес — аккумуляторную батарею. Современные аккумуляторные батареи электромобилей довольно дороги, но не способны обеспечить от одной зарядки пробег, соизмеримый с пробегом автомобиля на нефтяном топливе. При этом для подзарядки аккумуляторов требуется немало времени, их производство вредит окружающей среде.
Усовершенствовать существующую схему электромобиля практически невозможно до тех пор, пока не будет найден дешёвый и удобный способ хранения электрической энергии. Но что если изменить саму схему и отказаться от аккумуляторной батареи вовсе?
Ориентируясь на давно известную концепцию электрического железнодорожного транспорта, Такаши Охира (Takashi Ohira) из Технологического университета Тойохаши и Масахиро Ханазава (Masahiro Hanazawa) из Исследовательского центра корпорации Тойота предложили новую революционную схему электромобиля без аккумуляторов, в которой энергия из внешнего источника поступает без проводов и токосъёмников.
Роль линии электропередачи в новой концепции играют металлические полосы, проложенные под дорогой. В качестве токосъёмников используются стальные ленты, встроенные в колёса электромобиля. Между лентой и полосами нет непосредственного контакта, но вместе они образуют конденсатор, через который и передаётся электроэнергия.
Для того, чтобы доказать жизнеспособность концепции, исследователи построили модель электромобиля без аккумуляторов в 1/32 от натуральной величины и провели испытания.
Первая в мире демонстрация беспроводной передачи энергии двигателю электромобиля через колеса прошла успешно. При частоте электрических колебаний 52 МГц эффективность передачи превысила 75%.
Модель электромобиля проехала по испытательной трассе 30 метров со скоростью около 10 километров в час. По словам Такаши Охира:
«Ускорение было плавным, поездка комфортной».
Новая схема электромобиля, если она будет реализована, потребует модернизации дорог. На практике, скорее всего, жизнеспособным окажется некий промежуточный вариант, при котором электромобиль может быть оснащён как встроенными в колёса беспроводными токоприёмниками, так и небольшой аккумуляторной батареей для использования в тех местах, где подземные линии передачи энергии отсутствуют.
«Если схема будет применена на практике, мы полагаем, это позволит значительно расширить пробег электромобилей», — уверен Охира.