С давних времен помимо обычных автомобильных выставок, где демонстрировалась в основном массовая продукция, а публика состояла из «белых воротничков», решивших приобрести новую модель Понтиака или Форда, и дилеров, собирающихся заключить контракт на предстоящий сезон, проводились «конкурсы элегантности», попасть на которые мог не каждый. В списках приглашённых значились кинозвезды первой величины, финансовые короли и представители наиболее знатных аристократических фамилий. Конкурсы элегантности проводились в самых закрытых и престижных местах отдыха, в роскошных отелях и старинных поместьях, например, в Pebble Beach на побережье Флориды или Villa d`Este на озере Комо в Италии. На таких конкурсах выставлялись исключительно выполненные в единственном экземпляре невероятно красивые, тщательно отделанные автомобили — представители автомобильной элиты, нередко в паре с восходящей кинозвездой или молодой светской львицей. Автомобили стояли на аккуратно постриженных и причесанных лужайках, разделенные розовыми кустами, а среди них степенно прогуливались элегантные джентльмены, куря сигары и вересковые трубки, и неотразимые дамы, шелестя шелками и атласом.
Надо понимать, что далеко не каждый автомобиль мог привлечь внимание такой искушенной публики. Это могли быть только настоящие шедевры, но никак не претенциозные шоу-кары, которые ударными темпами готовят к очередному автосалону для привлечения праздной публики, а затем отправляют на свалку.
Впрочем, не все шоу-кары являлись одноразовыми демонстрационными макетами. Многие из них определили развитие автомобильного дизайна на годы и десятилетия вперед. К тому же порой они были изготовлены весьма тщательно. Недавно в Villa d`Este были показаны некоторые из величайших творений студии Бертоне — Testudo, Marzal, Stratos Zero. И увидевшие их могли убедиться в высоком качестве работы. Никакого фибергласа — полноценные стальные кузова, двери закрываются с тем самым прекрасным, сочным и увесистым звуком, словно у новенького банковского сейфа. Неудивительно — Bertone — это не только студия дизайна, но и мощное производство, действующее уже полвека. На студии последовательно работали Франко Скальоне, Джорджетто Джуджаро и Марчелло Гандини, в головах у которых не переводились идеи, сам же синьор Бертоне был скорее промышленником, чем художником, но он провёл серьёзную работу по адаптации фантастических проектов своих протеже к серийному производству.
Стоит отметить показы новых моделей, организовывавшиеся компанией General Motors для узкого круга публики в нью-йоркском отеле Waldorf Astoria. Главное место на них занимали штучные образцы роскошных таункаров, ландо, купе, кабриолетов и родстеров, созданные в Art&Color Section — стилистическом подразделении General Motors — под руководством Харли Дж. Эрла. Он начинал в одном из калифорнийских кузовных ателье, а потом был приглашён президентом General Motors Альфредом П. Слоуном в компанию, где открыл эру разработки дизайна как неотъемлемой части процесса создания автомобилей.
Сейчас в Pebble Beach, Villa d`Este, парке Bagatelle и других местах представляются в основном шедевры прошлых, далеких, но не померкших окончательно дней. И на автосалонах можно увидеть замечательные образцы автомобильной техники прошлого, но они выставляются в основном фирмами-изготовителями в рамках какой-нибудь промоушн-акции. Великолепный классик вынужден выступать в данном случае в роли поддержки новой модели, о стиле которой можно и поспорить. И хотя на автосалонах в Париже и Женеве проводятся и тематические выставки классических авто, тому, кто всерьез интересуется классикой, просто необходимо посетить полноценное мероприятие, целиком и полностью посвященное достижениям конструкторов и стилистов, относящимся к тем временам, когда дороги были просторными, полный бак можно было залить за 2−3 доллара, а о том, что такое глобализация, имели представление только те, кто изучал политологию.
Попасть на этот праздник истинных автомобилистов теперь не в пример легче, чем в эпоху черно-белого кино и патефонных пластинок, но всё же посещают его настоящие ценители, которые стараются выглядеть и вести себя соответственно.
Это не пикник с пивом, как проводящееся в Тушино шоу «Автоэкзотика», а настоящее культурное мероприятие. И, конечно, здесь не увидишь ни ржавых, дымящих рыдванов, ни аляповатых поделок «под классику», ни неоконченных реставрационных проектов. Только безупречно отреставрированные от начала и до конца образцы технического совершенства и изысканного стиля. Именно такие автомобили все времена дороги сердцу истинного ревнителя сохранения памятников добросовестного труда замечательных мастеров прошлого.