Индульгенция по полису
Возможность воспользоваться обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (так выглядит полное название ОСАГО) появилась у российских автолюбителей 1 июля 2003 года, а вместе с возможностью сразу появилась и необходимость. Страхование не зря называется обязательным: если вы собираетесь водить автомобиль, отказаться от приобретения полиса нельзя. Это, кстати, в свое время стало причиной многочисленных дискуссий в обществе.
Противники ОСАГО протестовали против того, что государство фактически навязывает им страховую услугу, а сторонники говорили о том, что новая система позволит безболезненно разрешать конфликты. Истина, как всегда бывает, оказалась ровно посередине: водители сейчас могут чувствовать себя защищенными (в том числе от провокаций на дорогах, которые были широко распространены в 90-е годы), однако за защиту приходится платить.
Тем не менее стоимость полиса вполне приемлема для автовладельцев. Более того, она определяется не произволом страховщиков, а тарифами, которые устанавливает правительство страны. В любом случае стоимость складывается из нескольких параметров: марки автомобиля, года его выпуска, мощности двигателя, водительского стажа страхователя, количества людей, вписанных в полис (сейчас, к слову, можно выбрать опцию «неограниченное количество водителей»), и так далее.
Что же получает автовладелец за эти деньги? Главным образом, уверенность в том, что в случае ДТП он сможет возместить — частично либо полностью — ущерб, причиненный другим гражданам. Выгодоприобретателем в этом случае становится лицо, пострадавшее в результате аварии. Это может быть водитель или пассажир другого автомобиля, а также владелец имущества, которому был нанесен вред, будь то транспортное средство или даже фонарный столб.
Пострадавший должен в течение 15 дней обратиться либо в свою страховую компанию, либо в ту, клиентом которой является виновник происшествия. Возмещение ущерба обязан взять на себя страховщик, выдавший полис ОСАГО водителю, который устроил ДТП.
Камни на дороге
Однако здесь есть несколько «подводных камней».
Первый из них — оценка причиненного ущерба. Согласно закону масштаб бедствия должен устанавливаться в ходе независимой экспертизы. Действительно ли экспертиза в вашем случае будет независимой? Как повезет… Все мы прекрасно понимаем, что страховщик заинтересован в том, чтобы занизить степень ущерба и, соответственно, уменьшить сумму выплат. По этой причине страховые компании нередко договариваются со станциями техобслуживания о якобы независимой экспертизе, которая на самом деле будет проводиться не в пользу пострадавшего, а в пользу страховщика. Впрочем, тот же закон дает гражданину право, во-первых, не согласиться с выводами эксперта (это нужно сразу указать в акте осмотра транспортного средства), а во-вторых, самостоятельно выбрать независимого оценщика.
Второй «подводный камень» — ограничение страховых выплат, прописанное в законе об ОСАГО. До недавнего времени суммы, которые пострадавший мог получить от страховщика, ограничивались довольно скромными цифрами. За испорченное имущество владелец мог получить максимум 120 тысяч рублей, если же владельцев было несколько, все они получали в общей сложности не более 160 тысяч рублей. С 1 октября 2014 года каждый потерпевший — вне зависимости от их количества — может рассчитывать максимум на 400 тысяч рублей. В апреле 2015 года вступит в силу поправка, определяющая размер выплат в случае причинения вреда жизни и здоровью людей — он увеличится со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Сумма компенсации за травмы будет рассчитываться по специальной таблице.
Но что делать, если вы умудрились устроить такое ДТП, что причинили ущерб на сумму, превышающую лимит? Ответ простой — придется платить самому. Кроме того, пострадавшие или их наследники (если кто-то, не дай бог, умрет от травм, полученных в аварии) могут обратиться в суд с требованием возмещения морального ущерба — по этому «счету» страховая компания расплачиваться тоже не будет.
Ну, и третий «камень» — случаи, при которых страховая компания не обязана возмещать ущерб. Это, например, причинение вреда в ходе соревнований или учебной езды; загрязнение окружающей среды; уничтожение уникальных или антикварных предметов — полный перечень инцидентов прописан в законе об ОСАГО.
Впрочем, далеко не каждый водитель попадает в ДТП с участием антиквариата и, к счастью, далеко не каждый становится виновником серьезных аварий. А в случае небольших происшествий полис ОСАГО вполне сможет защитить автовладельца от неприятностей и непредвиденных расходов.