В мире сейчас бегает миллиард автомобилей. А население мира — семь миллиардов человек. Выходит — около одной машины на семь человек. В каких-то странах — одна машина на несколько десятков жителей, где-то машина есть почти у каждого. А кушают они бензин. В год на это стадо работает несколько сот нефтеперерабатывающих заводов, превращающих ежегодно целые реки нефти в почти миллиард тонн бензина и дизтоплива.
Процесс пиролиза известен людям уже давно. При горении древесины, угля или вообще чего-то горючего с обедненным количеством кислорода происходят реакции окисления угля и углеводородов, в ходе которых углерод, кислород и водяной пар превращаются в водород и окись углерода (она же — угарный газ, или монооксид углерода) — газы, которые отлично горят потом в ДВС.
Отбросим экзотику, единичные газогенераторные самоходные кареты века XIX. Ну были, ну ездили… Век XX дал сильнейший толчок развитию газогенераторных автомобилей. В 20−30-е годы прошлого века человек распробовал уже возможности ДВС, а нефть тогда была только у некоторых. Для остальных бензин был очень дорог. Купить, скажем, в Америке, довезти по морю до Германии или Японии (или кого еще), сделать из нефти бензин, потом развезти по стране… Получалось весьма дорого. А дрова или уголь были везде. И были весьма недороги.
Автомобильные газогенераторы и в Европе, и в России в 30-е годы были поставлены на поток. К 1941 году в Германии было до 300.000(!) автомобилей с газогенераторами (а во всей Европе — до полумиллиона!). Работали они на дровах, брикетах из угольной крошки, торфяных брикетах.
В СССР выпускали газогенераторы не только для грузовиков, но и для тракторов. Автомобили ЗИС-13, ЗИС-21 и ГАЗ-42, выпускавшиеся в Москве и в Горьком, работали именно на газогенераторах. Выпущено было около 40000 таких автомобилей. При их эксплуатации расходовалось примерно 80 кг деревянных чурок на 100 км. Скорость таких грузовиков была до 45 км/час.
В те времена по Москве бегали 50 автобусов ЗИС-16 — тоже газогенераторных. Кондуктор в них был и кочегаром. Но зато зимой пассажирам в них было не холодно.
В Германии были эксперименты по переводу с бензина на чурки даже танков: так Т-2 переделывали на ход от газогенератора, но сколько их было и воевали ли они на фронте — мне неизвестно. Еще я читал, что в Квантунской армии Японии были танки с газогенераторами, но много такой информации мне найти не удалось. Но в любом случае у аналогов Т-26 против ИС-3 шансов не было, вне зависимости — были ли они бензиновыми, или газогенераторными.
В любом случае — после Второй мировой войны газогенераторные автомобили сошли на нет ввиду распространения дешевого бензина. Нефть стали добывать новые страны, и были разработаны новые способы ее транспортировки и производства бензина.