Чтобы ездить на велосипеде, недостаточно умения сохранять равновесие да крутить педали. Без умения «читать» дорожные знаки, знать сигналы светофора и жесты регулировщика выезжать на улицу просто рискованно: ведь велосипедисту приходится ехать бок о бок с могучими грузовиками, быстроходными легковыми автомобилями, юркими мотоциклами.
Если учесть, что велосипедист не защищен ни кузовом, ни кабиной, то станет понятным, почему ему надо проявлять максимум осторожности, уметь быстро и правильно ориентироваться в различных ситуациях. Неоценимую помощь в этом оказывает основной кодекс дорожных взаимоотношений — Правила дорожного движения. Специальная глава правил посвящена велосипедистам, и ее несложно усвоить каждому, кто собирается
Прежде всего, надо знать, что право выезжать на дорогу имеют те, кто достиг 14 лет. Запомните и другое: движение разрешается только в один ряд и не далее одного метра от края проезжей части. Можно ехать и по обочине, если это не будет мешать пешеходам.
Выезжать на середину дороги разрешается лишь на короткое время — для обгона или объезда препятствия, например, стоящего автомобиля. Прежде чем выполнить этот маневр, убедитесь, нет ли сзади транспорта, не создадите ли вы помех водителям. О своем намерении выехать из ряда предупреждайте специальными сигналами:
- перед поворотом налево вытяните левую руку либо поднимите вверх и согните в локте правую;
- перед поворотом направо — соответственно, вытяните правую руку либо поднимите вверх и согните в локте левую.
Сигнализировать старайтесь своевременно, иначе едущий сзади автомобилист не успеет вовремя затормозить.
Для обеспечения безопасности велосипедистов им запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с трамвайным движением, на дорогах с движением в несколько рядов. А как быть, если все-таки нужно развернуться или повернуть налево, например, на другую дорогу? В таких случаях придется спешиться и перевести велосипед на противоположную сторону, соблюдая правила для пешеходов.
Заботой о безопасности велосипедистов и пешеходов продиктован и ряд других требований. Так, велосипедистам запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, чтобы не сбить пешехода, не наехать на детскую коляску.
Подростки нередко катаются, не держась руками за руль. Такое лихачество грозит обернуться бедой: попадет под переднее колесо камень — и руль «свернется».
К несчастному случаю может привести также и езда вплотную за автобусом или грузовиком. Если тот внезапно затормозит, неминуемо столкновение, жертвой которого окажется велосипедист. Надежда на то, что можно свернуть на обочину или объехать затормозивший автомобиль, чревата опасностью угодить под встречную или попутную машину, наехать на пешехода или на стоящий на обочине транспорт. Поэтому дистанцию следует соблюдать такую, чтобы в случае даже резкого и внезапного торможения машины, едущей впереди, можно было своевременно остановить велосипед.
Ездить вдвоем на одном велосипеде запрещается. Разрешено перевозить только ребенка, но для этого велосипед необходимо оборудовать дополнительным сиденьем и подножками.
Не допускается перевозить на велосипеде громоздкие предметы, выступающие более чем на полметра по длине и ширине. Пренебрежение этим требованием опасно как для окружающих, так и для самого велосипедиста: ведь за выступающий предмет может зацепить проезжающий мимо автомобиль.
Не забудьте перед поездкой на велосипеде, особенно дальней, позаботиться об экипировке. Езда на велосипеде требует довольно большого физического напряжения, следовательно, одежда должна быть легкой, удобной и не стесняющей движения. Специальные велотуфли или кеды можно приобрести в спортивных магазинах. Лямки рюкзака подгоните плотнее, чтобы в пути он не перекатывался по спине и не съезжал набок. Проверьте техническое состояние велосипеда — исправность тормоза, руля, колес.
И помните: соблюдение Правил дорожного движения — залог удачного путешествия!