Немного статистики. В среднем на российских дорогах ежегодно гибнут более 15 тыс. человек и более 150 тыс. получают травмы и увечья. Для сравнения: в Афганистане с 1979 по 1989 (т.е. за 10 лет) безвозвратные потери советских войск по официальным данным составили около 15 тыс. солдат. Получается, что за год людей на дорогах гибнет больше, чем за гораздо больший период сгинуло в «горячей точке». Впечатляет?
Подобные сравнения периодически появляются в СМИ, Интернете, социальных сетях, но количество ДТП со смертельным исходом всё ещё на довольно высоком уровне. В чём же тут дело? Где кроется причина такой неутешительной статистики? Немного поискав информацию о сути вопроса на различных форумах для автомобилистов, можно выделить ряд причин: качество дорожного покрытия, алкогольное или наркотическое опьянение, превышение скорости, рискованные маневры, непристёгнутый ремень безопасности.
Можно бесконечно ругать «плохие» дороги, но факт остается фактом — большинство аварий происходит именно по вине человека. Особенно часто ДТП происходят в состоянии алкогольного опьянения, в результате рискованного маневра или превышения скорости. Человеческий фактор оказывает огромное влияние на безопасность дорожного движения.
Как же бороться с высокой аварийностью? С употреблением спиртного за рулем, без сомнения, нужно бороться без каких-либо компромиссов. Лишение прав на долгий срок, крупные денежные штрафы — вот те меры, которые должны применяться к тем, кто любит «выпить с ветерком», т.к. пьяный человек за рулем является потенциальным убийцей. Для таких водителей должно быть простое правило: выпил — за руль ни-ни!
С водителями, нарушающими скоростной режим тоже всё ясно. Меры также должны быть жесткими, ведь дорожные знаки с ограничением скорости не просто так стоят. Установка знаков-ограничителей зависит далеко не от воли работников ГАИ/ГИБДД, но в большинстве случаев это именно строгая рекомендация дорожных служб, связанная с качеством дорожного покрытия, наличия неподалёку пешеходных переходов, дорожных развязок, перекрёстков, крутых поворотов и прочих опасных факторов.
Но что же предпринять в случаях, когда и скорость не превышена, и водитель трезв, а авария есть? В автошколах будущих активных и постоянных участников дорожного движения натаскивают чувствовать габариты автомобиля, но очень редко говорят о том, что нужно ощущать себя частью огромной системы под названием «дорога». Именно понимания этой простой вещи не хватает многим водителям.
Действительно, если бы существовала специализированная программа подготовки (и переподготовки) водителей с уклоном на общественный фактор дорожного движения, то это бы могло привести к существенному снижению аварийных ситуаций. Человек за рулем обязан понимать, что от действий на дороге может зависеть не только его собственные жизнь и здоровье, но и те же жизнь и здоровье других участников «дорожной системы».
Так для чего же нужны правила на дороге? Уж явно не для того, чтобы их нарушать. А нужны они прежде всего для безопасности людей на дороге — как водителей, так и пешеходов.
Можно бесконечно сокрушаться по поводу качества дорог (небольшая тавтология) и штрафных мероприятий со стороны ДПС, но, в конце концов, каждого дома ждут родные люди и никому из них не будет приятно узнать о несчастном случае с близким человеком. Удачи на дороге!