Как же так? Он более 10 лет водит автомобиль. Хорошо чувствует его. Уверенно управляет им и в городе и на раскисшей просёлочной дороге. Видит габариты своей машины, уверенно маневрирует, когда надо припарковаться или въехать в гараж. Хорошо знает правила, выполняет их. В аварии до сих пор не попадал. Он сам себя и окружающие его люди искренне считали его опытным водителем. Что же произошло?
Эта тема на несколько дней стала главной в курилке.
А я вспомнил события тридцатилетней давности, когда начинал заниматься автоспортом. Тогда я был аспирантом Казанского университета. И к новому для себя делу подошел по-научному — начал с изучения литературы. Сидел в научной библиотеке университета.
Тогда меня поразила одна из статей прибалтийских авторов. В ней говорилось, что человек, хотя бы раз принявший участие в автомобильных соревнованиях, имеет вероятность попасть в аварию в 11 (одиннадцать!) раз меньше, чем обычный водитель. Я не поверил! Можно представить, что опытный автоспортсмен применяет свои навыки в повседневной езде. А в статье говорилось о единожды посоревновавшемся водителе.
Я продолжал изучать литературу. И не только по динамике автомобиля, особенностях управления им в различных условиях. Мне попалась книга про психологию лётчика, управляющего самолётом, имеющим скоростные возможности большие, чем физические и психологические возможности человека. Прочитал еще ряд статей на эту тему. Если, будучи физиком, чего-то не понимал, консультировался с университетскими психологами.
И вот что я понял. При взаимодействии человека с техникой, мало изучить её, приобрести технические навыки управления. Очень важен психологический настрой, стрессоустойчивость.
У людей разный начальный, данный от природы этот уровень. Лётчики занимаются на тренажёрах, где постепенно увеличивается скорость, возрастает количество помех, растут нагрузки. По телевизору часто показывают тренировки лётчиков и космонавтов. Путём тренировок у человека повышается его психологический порог. Некоторые же, со слабой нервной системой, отсеиваются.
Эти знания и специальные тренировки помогли нашей сборной команде Татарии по автомобильному многоборью с конца 70-х по середину 80-х годов прошлого века быть чемпионами России. Технические навыки вождения мы имели, как у всех, а вот в психологическом отношении на голову превосходили другие команды. Мы проводили широкий отбор спортсменов, начиная с районных соревнований. И часто к нам приезжали опытные вроде бы водители, на тренировках уверенно выполняли все упражнения, а на соревнованиях, под тиканье секундомера, начинали совершать одну ошибку за другой. У них просто были хорошие технические навыки, но низкая стрессоустойчивость. Потом они в лучшем случае специально тренировались и повышали свой психологический уровень, а в худшем, зная свои слабости, просто аккуратнее ездили. Тогда я и понял, о чем было написано в той прибалтийской статье.
А как учат водителей сейчас? Немножко катают с инструктором, дают некоторые технические навыки, а затем выпускают на дорогу. Единственный стресс — экзамен в ГАИ. Некоторые и его не могут сдать! Задуматься бы… А люди по нескольку лет потом ездят в спокойной обстановке и считают себя уже опытными водителями. Я уже не говорю о том, что права сейчас можно просто купить! Как и медицинскую справку, которая всё равно не включает психологические тесты. Сколько сейчас на дорогах людей, не имеющих даже технических навыков и набирающих их методом проб и ошибок. А некоторые даже думают, что дорогая, напичканная техническими новинками машина, чуть ли не сама должна ехать. Как современные фотоаппараты или видеокамеры сами должны снимать! Достаточно только нажать педаль или кнопку. Что получается в результате у таких водителей, фотографов и операторов, мы часто видим.
Есть сейчас и курсы контраварийной подготовки. Заплатив деньги, там можно получить специальные навыки вождения. Но сумеет ли потом человек ими воспользоваться в аварийной ситуации?
Итак, в водительское мастерство входят не только технические навыки управления автомобилем, но и умение пользоваться этими навыками в любых, а не только спокойных условиях.
Всё это я рассказал своим коллегам, а теперь и читателям «ШколыЖизни».
Конечно, в понятие водительского мастерства входит еще много других составляющих. Но это темы для следующих статей.
Безаварийной вам езды!