Я отнекался — дескать, тема слишком узкая и вряд ли будет интересна для многих. Но потом вспомнил, что М. Груздев регулярно пишет о винтовках и пистолетах для любителей оружия, и подумал, почему бы не предложить новеллу о необычном автовелике?
…Он свалилися на меня, как снег на голову, явился, как рояль в кустах, во всём блеске отличий от обычного велика. (В Сети встречал даже более короткое — вел).
Иногда услышишь или прочитаешь о какой-то новинке, разузнаешь подробно и долго мечтаешь стать её обладателем. А тут буквально с бухты-барахты сын подобрал два выставленных на дорогу исправных велика: один оставил себе, а мне достался автовелик. Я был сильно удивлён простейшей автоматикой; почистил, смазал, подрегулировал тормоза, «поставил на колёса» и без проволочек провёл «ходовые испытания». В таких случаях в отчётах пишут: результат превзошёл ожидания.
Как тут не вспомнить замечательного артиста и большого любителя автомобиля З. Гердта? Его, уже больного, Э. Рязанов спросил: «Что бы ты, Зяма, хотел ещё сделать в жизни? «Больной оживился и ответил: «Знаешь, я хотел бы поездить на этом «Пежо» с автоматом. Это волшебно! Я стою на горке — и не надо жать на тормоз!»
Так и мне хочется сказать. Это чудесно! Я начинаю ехать на низкой передаче (на большой задней звёздочке), и по мере разгона цепь — автоматически (!) — с лёгким щелчком перескакивает на меньшую звёздочку, ты обретаешь «второе дыхание» и на повышенной передаче наращиваешь скорость. Конечно, это не идеал бесступенчатой передачи (с вариатором), но очень близко к тому.
Особенно приятно, когда под уклон разгоняешься накатом, и не надо догонять педалями нагрузку: автомат угодливо подставляет соответствующую скорости звёздочку на заднем колесе.
Надо добавить, что одна ведущая звёздочка на педалях тоже посажена на обгонной (свободного хода) муфте и имеет буртики с двух сторон.
Для ясности надо сказать, что вся хитроумная автоматика — на базе регулятора оборотов Уатта (который и унитаз изобрёл). Три плоских грузика скользят по паре почти параллельных спиц и через рычажки и диск, по которому катится ролик с канавкой, переводят цепь, в зависимости (в функции, по-научному) от скорости. На раме ещё написано классик, что подтверждается прямой, «чайной» посадкой.
Я не замедлил показать приобретение в веломагазине, где у меня уже завелись знакомые продавцы и ремонтники. Каково же было моё удивление — среди почти сотни разнообразнейших моделей и цен на них до четырёх тысяч долларов автовелика в продаже не оказалось. Я посетовал и пожелал, чтоб они заказали такие и обязательно выставили на продажу.
Этот случай наводит меня на обобщения. Почему такой прорыв в изобретениях велосипеда (который стал формулой бесполезности что-то изобретать) не получил распространения, не предлагается к продаже в солидном магазине США — владельца патента на автовелик. Я не зондировал — возможно, где-то они все-таки есть в продаже, и их можно заказать по Сети.
В восторге от неожиданной находки я на одном из доступных форумов даже предлагал такой велик для Москвы, где сейчас в разгаре кампания пересадки москвичей на велики — как в качестве ТС, так и спортивно-прогулочные.
…Автовелик стал пятым (!) в моём велогараже. Все на ходу, два в запаснике, на трёх езжу по очереди, каждый по-своему хорош, сравнивать интересно.