Итак, входящие данные:
1. Средний российский город, со средним качеством дорог и средним количеством светофоров. В данном случае опыт проводился в подмосковном Сергиевом Посаде.
2. Средний день, в середине рабочей недели, ближе к концу рабочего дня. Выходные по понятным причинам из эксперимента исключены.
3. Средние дороги. То есть часть маршрута лежит по центральным магистралям, а часть — по внутриквартальным и внутридворовым дорогам.
4. Среднее расстояние. В нашем случае это 5,5 км. Для опыта более чем достаточно.
5. Средние водители-экспериментаторы. Это я сам и моя жена (ездящая за рулем, кстати, очень неплохо).
Теперь к условиям эксперимента.
1. Ехать в комфортном и безопасном как для себя, так и окружающих, режиме, желательно соблюдая ПДД.
2. Не превращать данный опыт в соревнование.
3. Одновременный старт. Под стартом понимается синхронный выход из подъезда, подготовка транспорта к движению и непосредственно сам старт. Это важный момент, который следует учитывать именно так, а не как взмах бело-черного клетчатого флажка абстрактного судьи.
4. Доступная техника эксперимента. В нашем случае это внедорожник с одной стороны и с другой — карданный велосипед, среднекубатурный итальянский скутер и 700-кубовый мотоцикл-круизер. Вся перечисленная техника самая обычная, специально к опыту не подготовленная, стробоскопов, проблесковых маячков не имеющая, и так далее.
Итак, поехали.
День первый. Велосипед и автомобиль. К моему огромному удивлению практически одновременный финиш. Разница — около одной минуты в пользу автомобиля. Объяснение одно — автомобилю приходилось стоять на светофорах, плестись в потоке, а велосипед, хоть и не быстро, но постоянно ехал. Причем срезая часть пути, так как ему доступны и пешеходные дорожки.
День второй. Скутер и автомобиль. Здесь удивление тоже было, но по другой причине. Скутер пришел к финишу раньше, но разница составила примерно ту же минуту. Несмотря на то что средняя (именно средняя!) скорость движения скутера выше, чем у автомобиля (ему ведь доступно междурядье и с каждого светофора он стартует первым), но стартовые потери времени оказались весьма существенными. То есть в машине — дверь открыл, закрыл, ключ в зажигание и поехал. А экипировка для езды на скутере занимает существенно больше времени — подшлемник, шлем, застегнуть куртку, надеть перчатки, застегнуть все застежки, и только после этого можно садиться в седло и поворачивать ключ.
День третий. Мотоцикл и автомобиль.
Естественно, для больших расстояний, для крупных мегаполисов с их наглухо стоящими пробками или для ночного времени суток результат будет иным.
Но для тех, кто перемещается в городе часто и при похожих условиях, результат данного эксперимента, думаю, будет полезен.