Также имеется предупреждение, которое следовало бы выгравировать на каждом лобовом стекле автомобиля, чтобы водители о нем не забывали: «Осторожно, лоси!».
К сожалению, знание правила «Три Д», а также принятие к сведению предупреждения о лосях не слишком помогает водителям избавиться от первого и второго. Дураки и лоси буквально заполняют наши дороги. Поэтому очень важно научиться их распознавать по самым первым признакам, не дожидаясь, пока они совершат нечто такое, что позволит их с уверенностью отнести к вышеуказанным категориям. Беда в том, что это «нечто» обычно называется «дорожно-транспортное происшествие». А вот именно его и следует избегать всеми возможными силами.
Итак, дураки на дороге. Чем они отличаются от обычных водителей?
Основное отличие дурака на дороге в том, что он считает себя самым главным. Не просто еще одним участником дорожного движения, но — королем дороги. Правила дорожного движения написаны для кого угодно, только не для него. Недаром же говорят, что дуракам закон не писан. И ведет себя такой дурак соответственно.
То есть, если вы увидели, что какой-то автомобиль слишком часто перестраивается из ряда в ряд, то это вполне может быть дурак. Признак не стопроцентный, так как в некоторых случаях даже частые перестроения оправданны, поэтому следует понаблюдать: если в результате изменения рядности практически нет выигрыша, то вы наблюдаете за дураком.
А уж если при смене ряда подрезаются другие автомобили, если вождение идет, что называется, на грани фола — в полной уверенности, что другой участник дорожного движения успеет притормозить или перестроиться — то перед вами или ас вождения, который умеет предвидеть действия других водителей, оценивая их по цвету автомобиля или выхлопа, или дурак. Скорее — последнее. Увы, дураки на дороге попадаются куда чаще, чем асы.
Также дураки считают необязательным включать указатель поворота. Причем это касается не только перестроения, но и именно поворота направо или налево. К примеру, дурак уверен, что если он находится в крайнем левом или крайнем правом ряду, то этого достаточно, чтобы все знали — он собирается поворачивать. При этом его совершенно не волнует, что из этих рядов возможно движение в двух направлениях (прямо и направо, прямо и налево), что водители, собирающиеся ехать прямо, ориентируются именно по указателям поворота — если впереди идущий автомобиль сигналит поворот, то те, кто собирается ехать прямо, начинают перестраиваться, если же сигнала нет, то спокойно остаются в ряду. Но, как уже было сказано, дурака меньше всего волнует удобство других людей.
Особенно красив старт дурака от светофора. Не успевает переключиться красный свет на зеленый, как уже раздается визг шин, а порой звуковой эффект сопровождается и очаровательным дымком — и дурак несется сломя голову к следующему светофору (обычно горящему красным светом).
Еще один безошибочный признак, по которому можно узнать дурака на дороге — немотивированная агрессия по отношению к другим водителям. Подобная агрессия включает в себя подачу звукового сигнала без необходимости (дураку может показаться, что другие участники дорожного движения не слишком торопятся стартовать от светофора), а также соответствующая жестикуляция и то, что называют оскорблением словом.
Дураки бывают не только агрессивные. Существует разновидность относительно мирных дураков — водителей, которые не слишком уверены в своих водительских качествах, плохо чувствуют автомобиль, не ощущают габаритов и так далее. Эти не жестикулируют, но с тем же успехом, что и агрессоры, могут создавать аварийноопасные ситуации. Они отличаются неуверенной манерой езды, указатели поворота включают либо слишком рано, либо слишком поздно, часто перестраиваются из ряда в ряд, оставляя за собой слишком большой или слишком маленький габарит (они не особенно уверены в том, какое именно расстояние при обгоне будет безопасно). В общем, мечутся на дороге примерно так же, как длиннохвостая кошка в комнате с креслами-качалками.
От светофора такие водители стартуют обычно с солидным опозданием, и иметь их в качестве впереди идущего автомобиля — чистое наказание. К тому же никогда нет уверенности, что, остановившись на красный сигнал светофора, такой дурак будет продолжать стоять смирно до смены сигнала. Он может подумать, что заехал на «зебру», и сдать назад, чтобы стать «по правилам». Обычно подобное заканчивается как минимум подмятым бампером (дурак может думать только одну мысль за один раз, и, съезжая с пешеходного перехода, не думает, что сзади стоит другой автомобиль, которому некуда деваться!).
Если вам на дороге попался дурак, то необходимо тут же начинать соблюдать правило «Три Д». То есть дать дураку дорогу тем или иным образом: отстать или обогнать его. Отстать проще, так как многие дураки обожают устраивать дорожные гонки, и попытка обгона может привести к созданию аварийноопасной ситуации. Оптимально — пропустить дурака вперед и спокойно ехать по своим делам. Обгонять можно только мирных дураков, тех, что не уверены в себе, — они не устраивают гонок, а напротив, даже счастливы, когда их обгоняют, — не приходится думать, как же уступить дорогу, сохранив при этом собственную минимальную скорость.
Лоси на дороге представляют собой опасность едва ли не большую, чем дураки. Хотя бы потому, что дураки защищены корпусом автомобиля, а вот лоси бегают сами по себе, без всякой защиты, и в случае ДДП страдают сильнее всего.
Лось неадекватно воспринимает дорожную обстановку и может броситься с тротуара на проезжую часть в любой момент. Лоси не читают правила дорожного движения и поэтому не знают, что трамвай обходят спереди, а троллейбус и автобус — сзади. Они обходят так, как им представляется удобным, поэтому лось может вынырнуть из-за троллейбуса или автобуса в самый неожиданный момент — от водителя требуется особая бдительность поблизости от остановок общественного транспорта.
Пешеходные переходы — настоящая лосиная вотчина. Да, никто не спорит, что на «зебре» пешеход имеет преимущество, что водители обязаны его пропустить. Но лось — пешеход необычный. Он может спокойно стоять на обочине, делая вид, что пешеходный переход его совершенно не интересует, а когда автомобиль подъедет к «зебре» на расстояние, затрудняющее торможение (особенно зимой), лось немедленно бросается на переход. Да еще и в полной уверенности не только в своей правоте, но и в своей безопасности. Поблизости от пешеходных переходов следует учитывать вероятность появления лосей, и сбрасывать скорость лучше начинать заранее. А то мало ли… выскочат.
Но пешеходный переход — далеко не единственное место, где можно встретить лосиное стадо. На переходах, регулируемых светофорами, эти животные водятся практически в неограниченном количестве. При этом они склонны не обращать внимания на цвет сигнала светофора. Смена зеленого сигнала на красный ни о чем не говорит лосям. Они страдают оригинальной формой нарушения цветовосприятия. Поэтому не стоит слишком резво стартовать от светофора — на проезжей части могут оказаться неторопливые лоси.
Водители! Будьте бдительны! Уступайте дорогу дуракам и лосям! И пусть ваш автомобиль не знает аварий, поломок и стертой резины. Удачи на дорогах!