Наверное, каждый хотя бы раз видел Segway — одно из первых устройств с электронной балансировкой. Такие транспортные средства появились лишь недавно, благодаря изобретению датчиков MEMS — микроэлектромеханических сенсоров, упрощенно говоря, пьезогироскопов. В отличие от гироскопа механического, электронные гироскопы и акселерометры представляют собой обычную микросхему ценой всего несколько долларов, способную улавливать либо отклонение по одной из осей (гироскоп), либо угол относительно земной поверхности (акселерометр).
Кстати говоря, такие датчики сейчас есть практически у каждого — в любом современном смартфоне они используются для автоматической ориентации экрана. Но вернемся к транспортным средствам. Внутри Segway находится схема электронной стабилизации, которая при наклоне ездока (а соответственно, и самого Segway) посылает команды на колеса, и они движением вперед или назад компенсируют наклон, позволяя ездоку не упасть, а транспортному средству — ехать. Все получается просто, и по отзывам пользователей, вполне интуитивно.
Всем хорош Segway, кроме габаритов, массы (более 50 кг) и цены, которая сопоставима с ценой автомобиля и составляет более 250 тыс. рублей. У инженеров возник резонный вопрос: возможно ли упростить данную конструкцию? И теперь мы плавно возвращаемся к заголовку статьи,
Рецепт получается относительно прост — берем велосипед, убираем из него почти все: руль, педали, переднее колесо, переключатели и цепные передачи, взамен ставим мотор от электровелосипеда и плату автоматической стабилизации. В итоге получается нечто, очень напоминающее цирковой одноколесный велосипед (см. фото), с той разницей, что электронный уницикл едет и удерживает равновесие
Казалось бы, вот он, идеальный вариант носимого транспорта «последней мили», который всегда с собой. Если бы не одна-единственная проблема (внимательные читатели увидели слово «почти» в предыдущем абзаце). Уницикл, благодаря наличию одного колеса, держит равновесие лишь в одной, продольной плоскости. В плоскости поперечной владельцу придется учиться балансировать и поворачивать самому, точно так же как это делают акробаты на цирковых одноколесных велосипедах. Так что просто сесть на него и поехать не получится, нужна определенная тренировка. По опыту того самого знакомого, более-менее ехать на уницикле получилось примерно через 2−3 недели эпизодических тренировок. В общем, при желании научиться не просто, но вполне реально.
Стоит ли овчинка выделки? По сути, уницикл не заменит традиционный велосипед, и тем более автомобиль. Скорость уницикла ограничена электроникой (из соображений безопасности, ведь ездок ничем не защищен) и не превышает 15км/ч, это, конечно, меньше, чем у велосипеда. Но благодаря своей компактности, уницикл будет определенно иметь свою нишу, по габаритам он скорее сравним не с велосипедом, а с «самодвижущимся скейтом», который можно взять с собой. Да и параметры весьма серьезные — при массе ездока до 100 кг, устройство имеет запас хода около 20 км, при этом в сложенном виде может переноситься в руке, как обычная сумка.
И напоследок о грустном,
Стоит ли покупать такой аппарат сейчас? Каждый может ответить себе сам, я для себя ответил на этот вопрос отрицательно. Дело даже не столько в цене, сколько в практически полном отсутствии инфраструктуры для велосипедов и прочего подобного транспорта. Проще говоря, кататься на уницикле (да и велосипеде), кроме как в парках, практически негде: велодорожки в городах отсутствуют как класс, обочины заставлены машинами, а движение в потоке транспорта небезопасно.
Но устройство в любом случае интересно и заслуживает внимания. А если у кого-либо имеются удобные места для поездок и нет места для хранения велосипеда, задуматься о таком приобретении, пожалуй, стоит.