Особо нетерпеливые пытаются объехать сплошной поток машин, пыля обочиной; возвращаясь в свой ряд, они неизбежно кого-нибудь подрезают, накаляя и так далеко не прохладную обстановку на дороге и увеличивая количество ДТП.
Чаще всего подобные торопыги «подставляются» под грузовики, и несутся тогда над трассой вопли обиженного владельца легковушки: «Ты что, не видишь — я еду?!» А видит ли водитель грузовика обгоняющий его справа легковой автомобиль?
Современный грузовик в стандартной комплектации оснащен четырьмя зеркалами заднего вида — одно с водительской стороны, три справа. Нижнее регулируется так, чтобы в поле зрения попадали задняя часть тягача и начало прицепа (полуприцепа); в верхнем должен быть виден хвост прицепа (полуприцепа); в зеркале, установленном на верхнем срезе правой двери, виден участок дороги в районе переднего колеса тягача. Казалось бы, все предусмотрено для хорошего обзора, но…
В легковом автомобиле, при его ширине в среднем полтора метра, водитель может, не отрывая взгляда от дороги, оценить ситуацию по салонному зеркалу заднего вида (особенно, если оно панорамное), что называется, «одним глазом». В грузовике, при его средней ширине два с половиной метра, для того чтобы рассмотреть ситуацию справа, необходимо повернуть голову и пробежаться по трем зеркалам. При этом на несколько секунд из поля зрения выпадает ситуация впереди машины, что в условиях плотного городского движения или в загородных пробках ведет к несоблюдению дистанции и банальному столкновению. Поэтому водители большегрузных авто, памятуя о пункте 11.2 Правил Дорожного Движения, запрещающем обгон справа, направо в таких ситуациях и не смотрят.
Для того, чтобы уважаемый читатель мог яснее представить радиус обзора из кабины грузовика, я начертил небольшую схему. Размеры на ней взяты усредненные (использованы габариты грузовика Рено-Премиум и легкового авто Фольксваген-Поло), в метрах. Штриховой линией обозначена траектория взгляда водителя грузовика. Как видите, мертвые зоны достаточно велики — не стоит забывать, а тем более пренебрегать этим, дамы и господа автолюбители.
По поводу спешки вспомнился эксперимент, проведенный где-то в 78-м или 79-м году прошлого столетия журналом «Техника — молодежи» совместно с ГАИ города Москвы. В ходе эксперимента два таксиста должны были доставить пассажиров из аэропорта Домодедово в аэропорт Шереметьево через центр (расстояние около 70 километров). При этом один таксист должен был ехать «с ветерком», как обычно и ездят все таксисты, а второй — соблюдая все правила. Разница во времени между стартом и финишем у них составила всего… три минуты.
Закончить хочу таким стихотворением:
Снаружи — ночь… В глазах — темно…
Лишь изредка навстречу — фары…
Лишь встречный ветер бьет устало
мне в лобовое… Как в кино,
замедленная киносъемка:
кювет… ГАИ… груженый МАЗ…
— Живой?..
— Да жив! Какой-то «ас»
подрезал, гад!..
Кружит поземка,
бьет по лицу, скрывает след…
…
… а до утра — две тыщи лет.
Как говорится в известной водительской поговорке, «не спеши — а то успеешь». Терпения и удачи всем на дорогах!