Aptera 2e. Почему этот футуристический трицикл неправильно называть Google car (гугломобиль)?

Реклама
Грандмастер

Да, доля правды в названии Google car, конечно, есть. Но лишь маленькая доля! Aptera Motors — название небольшой калифорнийской частной компании, проектирующей «с нуля» экологически чистые средства передвижения, которые автомобилями назвать язык не поворачивается.

Скорее всего, это бескрылые самолёты. И, кстати, само название «Aptera» переводится с древнегреческого как «бескрылый».

Основал эту компанию в самом начале 21 века инженер-робототехник Стив Фэмбро. Задавшись простым вопросом: «Почему мировые автоконцерны не делают современных автомобилей, а используют технологии почти столетней давности», Стив уволился с работы и попытался создать лёгкий, прочный, потребляющий очень мало ресурсов, экологически чистый автомобиль. Вернее, средство передвижения по городским улицам. Всё это казалось просто: делаешь технические и экономические расчеты, подаёшь заявку в Министерство энергетики США, получаешь грант (почти $ 150 миллионов) и ставишь авто на конвейер.

Реклама

Ага, сейчас…

Стив не обладал солидным капиталом, нужными связями и даже хоть каким-то опытом проектирования и производства средств передвижения. На момент основания фирмы у него был только компьютер со специальными программами. Для работы он привлёк своего друга, работающего в сфере дизайна, и вместе они разработали технологию построения сверхлёгких и прочных полусферических панелей, необходимых для снижения веса и аэродинамического сопротивления транспортного средства. Для простоты производства и сертификации была выбрана конструктивная схема трицикл — транспорт на трёх колёсах. Два ведущих впереди и одно сзади. Во-первых, эта конструкция стоит в производстве намного дешевле, чем четырёхколёсная. Во-вторых, сертифицируется такой транспорт как мотоцикл,

Реклама
т. е. по сокращённой программе.

Поняв, что сам он не потянет такой огромный объем работы, Стив привлёк к работе Джейсона Хилла (до этого Хилл работал в дизайнерском бюро фирмы Porsche) и Нэйта Армстронга из фирмы Metalcrafters, которая занималась проектированием концепт-каров для крупнейших автомобильных концернов. Сам Стив влез в огромные долги, взяв кредиты везде, где это было возможно.

На проектирование первого прототипа ребята потратили миллион долларов кредитных денег и почти три года. Средства на постройку первой машинки выделил калифорнийский венчурный фонд Idealabs. Назвали Aptera Mk0. Показали его в начале 2007 г. на научно-технической тусовке TED в калифорнийском Монтеррее. Там Стив Фэмбро уговорил телевизионщиков и толпу блогеров «покататься» на этом «бескрылом самолёте». Статьи, репортажи и посты в авторитетных «зелёных» блогах об этом «

Реклама
транспорте будущего» посыпались как из рога изобилия. После такого пиара за финансирование проекта уже можно было не волноваться.

Хотя, чтобы двигать историю автомобилестроения деньги всё равно были нужны. И уже от имени компании Accelerated Composites (владельцем которой и был Стив Фэмбро) машинка была выставлена на гонки X-Prize Foundation (типа «кто проедет дальше с горы»), где заняла первое место. Неудивительно, ведь кузов был спроектирован так, что практически не испытывал сопротивления воздуха. Коэффициент аэродинамического сопротивления такого кузова составляет 0,11, очень мало, даже у болида Формулы-1 он не менее 0,25! Денежная премия за выигрыш составила ровно миллион долларов, что позволило погасить хотя бы личные кредиты отца-основателя. Плюс машинкой заинтересовались более солидные инвесторы.

Реклама

Компания Accelerated Composites сменила название на более звучное — Aptera Motors. И начала эта фирма собирать деньги на предсерийный образец. Всего было собрано порядка $ 40 млн., в том числе и взнос от интернет-гиганта Google. Кстати, для автомобильной промышленности это очень мало. На эти деньги и был собран предсерийный образец Aptera Typ-1.

На официальных испытаниях в 2008 г. прототип показал хорошие характеристики. Настолько хорошие, что было принято решение о серийном выпуске.

Доработанный по результатам испытаний образец назвали Aptera 2е. «2е» — название популярной в США диеты для похудения, чтобы показать насколько лёгкий и стройный получился «бескрылый самолёт». Проведена грандиозная пиар-компания. Создано акционерное общество Aptera USA, куда главными инвесторами вошли китайская компания Jonway Group, на которой предполагалось делать пластико-кевларовые кузова, а также известный всем интернет-гигант Google, у которого уже были наработки по оснащению автомобилей роботизированной электроникой. Многие СМИ даже называли машину Google Aptera 2е для крутости. Позиционировали его как экономичный городской электромобиль с необычной внешностью. Выпуск в серию был намечен на конец 2008 г.

Реклама

И тут пришёл кризис… Последовал перенос запуска серийного производства на 2009, 2010, 2011, 2012 г.

Кризис прошел. Изменились и вкусы потребителей. В современности Aptera 2е (электромобиль) и Aptera 2h (дизель-электрический гибрид) позиционируются как роскошный, бронированный (кузов из высокопрочного пластика с добавлением кевлара) двухместный транспорт с вместительным багажником для больших оригиналов.

Несмотря на все преимущества, это всё же машина нового стиля, и поначалу её будут покупать в основном энтузиасты, которым нравится оригинальность.
Из рекламной статьи.

Правда, багажник в кузове такой формы оказался длинным и узким, поэтому упор в рекламе делается на комфортное расположение досок для серфинга, сноубордов и лыж, наборов клюшек для гольфа. Ну, так и транспорт этот предназначен, по задумке маркетологов, в основном для доставки ВИП-персон к местам отдыха и развлечений.

На одной «заправке» электромобиль проезжает всего 160 км. Однако предварительная запись только в Калифорнии, где есть система заправок для электромобилей, собрала уже более 4000 предварительно оплаченных заказов на эту необычную машину.

Реклама