В идеале продольный профиль — это прямая линия. Но даже на равнинах и в степях имеются реки, ручьи и большие овраги. Если дорога относится к первым трем категориям, через такие препятствия строят длинные мосты от края до края прибрежных возвышенностей. А если дорога маленькая, устраивают спуски в поймы рек, низины и лощины.
Вот дорога IV категории пересекает небольшую речку. Давайте еще раз вглядимся в продольный профиль. Ровная горизонтальная линия дороги плавно переходит в наклонную линию спуска, затем линия спуска так же плавно переходит в горизонтальную линию, идущую по дну низины. Вот горбатый мостик через речку, далее плавный переход на подъем, и, наконец, линия подъема переходит в горизонтальную линию на возвышенности противоположного берега.
Все эти плавные переходы между прямыми не что иное, как части окружностей — выпуклых там, где начинаются спуски, и вогнутых — внизу, у дна низины. А из статьи о радиусе поворота мы уже знаем, что при движении по окружности на тела, в данном случае автомобиль со всем его содержимым, действует центробежная сила.
Недооценка этой силы порой приводит к тяжелым последствиям. Вот пример аварии — настоящего клубка проявлений безалаберности всех ее участников и не только их.
Зимней ночью по дороге IV категории ехал автомобиль. На спуске в низину водитель поздно заметил небольшие снежные заносы, машина врезалась в них и повалилась набок в сугроб на обочине. Следующая машина подъехала и остановилась на дороге. Оттуда вылезли водитель и пассажиры и принялись помогать устанавливать машину в вертикальное положение.
В это время по дороге на скорости 130 км/ч несся японский внедорожник, управляемый женщиной на позднем сроке беременности. Метрах в 30 от начала спуска она увидела внизу людей и машины, надавила на педаль тормоза и повернула руль. Машина почти не среагировала. Неуправляемый внедорожник врезался в группу людей. Дело было в тайге, до ближайшей больницы 120 км, мороз -20. К счастью, все остались живы.
Даже на ровной снежной поверхности с коэффициентом сцепления 0,25 этот внедорожник остановился бы только через 260 м.
Но когда водитель нажала педаль тормоза, машина двигалась по кривой, соединяющей ровный участок дороги со спуском, радиус окружности которой в данном случае составлял около 300 м. Центробежная сила почти в два раза уменьшила и вес автомобиля и эффективность торможения.
Далее автомобиль стал двигаться по уклону крутизной 12%, что также почти в 2 раза увеличило тормозной путь…
Многие полагают, что двигаться на большой скорости вверх по уклону сравнительно безопасно. Но только не у вершины подъема!
Вот молодой человек решил похвастать перед подружками мощью своего автомобиля. Рванув в крутой подъем, он не учел, что радиус окружности кривой на вершине составляет лишь около 100 м. Достаточно было разогнаться до 115 км/ч, и колеса оторвались от дороги! На вершине дорога делает небольшой поворот, а машина пролетела прямо — в десятиметровый обрыв. К счастью, все остались живы.
Подобные случаи бывают и на вышеупомянутых горбатых мостиках.
Действующими нормативами установлено, что минимальный радиус выпуклых кривых на дорогах IV категории составляет 1000 м.
Поэтому, уважаемые автоюзеры, не злитесь, когда дорожники, вместо того чтобы просто заасфальтировать местную дорогу, начинают что-то рыть. Это они приводят в божеский вид профиль дороги. А на языке специалистов — в нормативное состояние.
И, пожалуйста, пересильте себя, не продолжайте исступленно давить на педаль газа, свернув с магистрали на проселок, даже если он ровный.
И тогда вы выживете на дорогах Новой Москвы.