В странах бывшего СССР строились шесть категорий дорог, из которых: две — первые (так уж повелось), вторая, третья, четвертая и пятая. Для каждой категории определены множество параметров, в том числе и пресловутая ровность. Далеко не всегда дорожники содержат все эти дороги в соответствии с их категориями.
Оказавшись за рулем автомобиля, постарайтесь определить, на дороге какой категории вы находитесь, и очертить круг возможных опасностей.
Обе первые категории — это многополосные автострады с широкой разделительной полосой. Двигаясь по ним, невозможно оказаться на встречной полосе или перекрестке. Основная причина, по которой вы можете попасть в аварию — движение со слишком большой или слишком малой скоростью. Да, не удивляйтесь, если вы вцепитесь в баранку руля и будете двигаться со скоростью 60 км/ч, вероятность аварии увеличится в 700 раз. Не на 70%, не в 7, а в 700 (!) раз. По сути, вы будете представлять собой неподвижное препятствие для любителей быстрой езды. Чтобы этого избежать, следует двигаться со средней скоростью потока автомобилей.
Вторая категория — обычно четырехполосная дорога с узкой разделительной полосой, на которой существует возможность встречного столкновения. Обычно оно происходит из-за того, что при обгоне водитель излишне резко нажимает на педаль газа и без того уже мчащегося на большой скорости автомобиля. Мощь мотора без труда преодолевает силу сцепления колес с дорогой. Колеса начинают бешено вращаться, и автомобиль становится неуправляемым. Со всеми вытекающими последствиями.
Третья, самая опасная, категория очень часто представлена трехполосными дорогами, где средняя полоса служит для движения то в попутном, то во встречном направлениях. На дорогах третьей категории обычны пересечения с другими дорогами на одном уровне, отсутствие развязок.
Четвертая категория — это двухполосные дороги местного значения с прерывистой разделительной линией почти на всем протяжении, кроме опасных участков.
Пятая категория — однополосные дороги без разделительной линии, зачастую без твердого покрытия, встречный разъезд на которых возможен на пониженной скорости. Организация пассажирского движения на таких дорогах запрещена.
Каждая категория дороги имеет свою расчетную скорость — от 150 км/ч на автострадах категории Iа до 50 км/ч на грунтовке пятой категории.
Соответственно, и минимальный радиус поворотов для каждой категории дорог рассчитан таким образом, чтобы водитель мог, придерживаясь установленной скорости, безопасно преодолеть поворот. Так, повороты на автострадах имеют радиус от 1200, а в горной местности — от 250 метров, а дорога 5 категории может иметь радиус 150, а в горной местности — и 30 метров.
При этом радиус каждого поворота должен быть неизменным на всем протяжении поворота! Иными словами, повернув руль в начале поворота, вы почти не будете двигать рулем, пока не выйдете из поворота на ровный участок дороги. Если поворот построили правильно.
Но при строительстве или реконструкции дороги иногда (чаще, чем хотелось бы) оказывается, что радиус поворота на его протяжении неодинаков. К чему это приводит?
Предположим, вы совершаете левый поворот. Повернув руль, вы слегка расслабились и даже прибавили «газку». И вдруг оказалось, что через 100−200 метров радиус поворота уменьшился! Вам необходимо немедленно довернуть руль. Но вы двигаетесь со скоростью, оптимальной для большего радиуса, и не успеваете ее сбросить! И центробежная сила сносит вас за пределы дороги…
Гораздо хуже, если то же самое происходит, когда вы совершаете правый поворот. Тогда вас вынесет на полосу встречного движения.
Попробуйте сами разобраться, что произойдет, если радиус поворота внезапно увеличится.
Старайтесь, особенно в горной местности, а также в зимнее время, оставлять запас сцепления при прохождении поворотов. В противном случае большая машина или пешеход могут заставить вас резко дернуть руль, и машина потеряет управление.
Все это замечательно, думаете вы, а что же ровность?! А ровность бывает разная…