Стремление человека летать принимает разные формы, от многотонных трансокеанских реактивных лайнеров до летающих автомобильчиков, которым надо перелететь лишь холм, речку или банальную многокилометровую пробку.
Надо сказать, что идея скрестить авто- и аэротранспортные средства насчитывает уже втрое столетие. Высказал эту идею в далёком 1906 г. русский инженер Владимир Валерианович Татаринов, зарекомендовавший себя как автор нескольких громких изобретений. В 1908—1909 гг. г. им было даже построено два прототипа — автомобили бипланы.
Что характерно, американцы считают себя пионерами в деле постройки летающих автомобилей, хотя американец Глен Кёртис (Glenn Curtiss) построил свой «автоплан» (Curtiss Autoplane) в 1916-м году, спустя семь лет после появления подобного автоплана в России. Так же как и у русского изобретателя, из-за недостатка средств хорошая идея заглохла, хотя в 20-м веке были ещё всплески интереса к самолётомобилям.
Вторая волна наблюдалась перед Второй мировой войной в Германии, и третья началась через десяток лет после Второй мировой войны, когда развитые страны закончили восстановление хозяйственной структуры, разрушенной войной. Так, американские военные начали эксперименты с «летающим джипом» (flying jeeps) в начале 1960-х. Однако это был лишь чисто инженерный эксперимент, не давший никаких, производящихся даже малыми сериями, транспортных средств. Именно тогда была произнесена грустная фраза: «Время массового летающего автомобиля, наверное, придёт с появлением, ну скажем, антигравитационного двигателя». Давид Метревели. Руководитель научно-промышленной компании DM AeroSafe.
Антигравитационного двигателя, к сожалению, ещё не изобрели. А вот время летающего автомобиля, пусть пока ещё не слишком массового, уже приходит. И неудивительно, что всё больше и промышленных фирм, и научно-исследовательских институтов, и просто инвесторов, пытающихся заработать большие деньги, вступают в эту самолётомобильную гонку.
Инициаторами, как всегда, выступают американцы. Их самолётомобиль Terrafugia Transition уже получил все необходимые сертификаты и в 2012 г. запущен в серийное производство. В затылок американцам «дышат» голландцы со своим вертолётомобилем PAL-V, сертификат лётной годности на который разработчики надеются получить уже в этом 2012 г.
А вот по сумме инвестиций весь мир переплюнули китайцы, которые объявили о вложении в проект летающего автомобиля 13 миллиардов долларов до 2020 г. И эта сумма минимальна, ожидается, что денег в проект будет вложено больше. Намного больше.
Как всегда, практичные китайцы не стали изобретать велосипед, а полностью купили как готовое изделие, так и технологию его производства, пусть пока и не совсем доведённую до ума. Дело в том, что в конце 20-го века существовал совместный проект NASA и Федерального управления авиации США (FAA), который предусматривал создание общенациональной системы из тысяч маленьких аэропортов нового поколения небольших, безопасных и недорогих самолётов. Проект благополучно умер, но разработки-то остались.
Одним из самых известных пропагандистов проекта был Пол Моллер, создатель этакого лёгкого самолёта с функцией автомобиля. Главная идея, озвученная и воплощённая в практику Полом Моллером, лежала на поверхности. Зачем человеку, собирающемуся лететь на собственном самолёте в другой город, ехать до аэродрома на своём авто, затем лететь на самолёте и нанимать в другом городе такси или брать в прокат автомобиль? Не лучше ли выехать из своего гаража на авто, на аэродроме преобразовать автомобиль в лёгкий самолёт, а после посадки опять «превратить» самолёт в автомобиль? Конечно, удобнее. И если бы проект не заглох, если бы удалось сделать недорогой, но надёжный гибрид самолёта и автомобиля, если бы…
Но разработки свои упрямый Пол не бросил, а продолжал. В его арсенале не только самолётомобиль, но и двухместная летающая тарелка и… автомобиль «Феррари» — настоящий автомобиль «Феррари» с встроенной системой вертикального взлёта. Говорят, этот «Феррари» заказал ему русский олигарх, которого задолбали московские пробки. Заказать-то заказал, а выкупить забыл…
Терпение и труд всё перетрут. И вот терпение и работоспособность Пола Мюллера принесли ему первые плоды. Да еще и какие! Миллиарды долларов. Напомню, предполагается вложить в этот проект эквивалент 13-ти миллиардов американских долларов.
Его проект Skycar стал основой китайского, поистине всенародного, проекта создания «летающего автомобиля». Модели словно сошли с экранов фантастического фильма. Наиболее похожа на привычный городской автомобиль модель М-150, одноместный аппарат с вертикальным взлетом. Крейсерская скорость воздухе составляет 539 км/ч, дальность полета — до 725 км. В чистом виде такой автосамолёт с двумя реактивными двигателями вряд ли сможет выехать на улицы китайских городов с плотным уличным трафиком. Но техническая основа создания таких машин уже отработана и создание работающего, готового к выходу в серийное производство, прототипа — дело или ближайшего года, или ближайших лет.
Ну, а сами китайские власти с присущим им пафосом назвали совместный проект с Полом Моллером и его фирмой «историческим сдвигом в автотехнологиях». Думаю, так оно и будет. С китайским размахом, деньгами иностранных инвесторов и китайскими государственными инвестициями, трудолюбием и низкой оплатой труда китайских рабочих, вошедшими в поговорки.