Да, вместо меча, как бывало в средние века, эти рыцари современности держали в руках пластик. А на конце их «оружия» теперь нет разящего острого наконечника, как сотни лет назад…
Они — современные рыцари — радовали нас своими победами и огорчали неудачами. Пусть и дислоцировались они в старинном русском городе Ярославле, но, даже находясь в Москве, я не раз пристально следил за слаженным взаимодействием этих ребят. Тут были и потомки викингов шведы, и представители знатной пивоваренной страны Чехии, россияне, немцы
Перелет осуществляли наши российские летчики на российском же самолете. В последнее время количество аварий в РФ с воздушными судами просто зашкаливает. Гибнут люди. Теряются машины. Военные и гражданские. Почему это происходит в сегодняшних реалиях? Не пора ли отказаться от перелетов на российских авиалиниях вообще, если пассажиру дорога жизнь?
Развал авиапрома
Вместе с развалом СССР в начале 90-х развал пришел практически во все отрасли экономики. В том числе и в авиапром. Старые, десятилетиями наработанные связи между республиками СССР и производителями самолетов и запчастей для них оказались разорваны. Ведь экономика Союза была единой, а тут разные предприятия в союзных республиках, что работали на авиапром СССР, разом оказались в разных государствах. Старые хозяйственные связи рухнули, новыми и «не пахло».
Самолетостроение практически прекратило свое существование. НИИ самолетостроения закрылись. Новые воздушные суда не проектировались. Старый парк машин все еще выдерживал эксплуатацию. Ведь как ни крути, а самолеты советского производства все равно ценились во всем мире за надежность. Да, они не были шибко экономичны, но по цене и надежности превосходили многие зарубежные аналоги. С развалом страны исчезла целая отрасль народного хозяйства. Растворились в дымке перестройки как страна, так и ее самолеты…
Отсутствие должного контроля за техникой
«Первым делом, первым делом — самолеты,
Ну, а девушки, а девушки — потом!»
По словам весьма опытного летчика, если брать в расчет самолет как средство передвижения, то это весьма надежный аппарат. Более надежен, чем тот же автомобиль. Самолет задуман так хитро, что во всем есть подстраховка. Сломалась какая-нибудь «релюшка» в электрической цепи, тут же включается дублер, и воздушное судно продолжает полет. Перед каждым вылетом машину осматривают механики, бортинженеры, запускают-отключают разные системы. Неисправный самолет не должен, вроде бы, выйти на линию.
То есть самолет — словно банковский вексель. Вроде бы надежен донельзя. В автомобильным авариях шанс погибнуть в сотни раз выше, чем при перелете. Но так бывает, если все технические регламенты соблюдаются и за аппаратом следят качественно. Если во главу угла авиакомпанией поставлена задача, прежде всего, безопасности пассажиров, а не прибыль. Если на машину ставят оригинальные запчасти, а не «бэушные», купленные на рынках третьих стран.
В России авиакомпании стали частными. Аэропорты — тоже. Помните историю, когда из-за ледяных дождей в Москве аэропорт Домодедово практически прекратил свои функции, и никто не мог помочь, потому как долго искали собственника этого аэропорта для согласования возможных действий? Наш частник озабочен только одним — выбить быстрый рубль любой ценой.
Именно поэтому самолеты сейчас грузят «под завязку». Превышая все мыслимые нормы грузоподъемности. Представьте, если верблюда в пустыне нагрузить весом в два раза большим, чем он способен доставить из пункта, А в пункт Б! Ноги у него подломятся, и рухнет он обессиленный в раскаленные пески. Так и самолеты падают вниз, не в силах взять на крыло неимоверный перевес.
Именно поэтому, если летчик идет на посадку, но она не выходит с первого раза или это опасно, он все равно пытается посадить машину. Почему? Да потому что руководство авиакомпании штрафует летчиков за непосадку с первого раза. Ведь если идти на второй круг, то такая махина как самолет, сожжет топлива на десяток тысяч рубликов. И платить за этот «лишний» керосин администрация заставляет самих же летчиков. Дескать, не попал с первого раза на нитку посадочной полосы, то расплачивайся из своего кармана.
А у летчиков — тоже дети, родители, и зарплаты на подобные вычеты никак не хватит. Вот и рискуют командиры корабля, полагаясь на русское «авось». Но «авось» не всегда срабатывает.
Бракованные запчасти
В стремлении получить прибыль авиакомпании закупают «бэушные» запчасти на рынках Украины, Казахстана, Грузии, Египта и прочих развивающихся стран. Чем это чревато, знает каждый автомобилист. Если вы поехали далеко на легковой машине, например, и слетел ремень генератора, то хорошо иметь пусть и потертый, но запасной, который поставил временно и доехал до ближайшего автомагазина. Там покупаешь новый ремень, и уже его-то и ставишь основательно, добротно. Но если «бэушный» ремень оставить надолго, он выйдет из строя весьма скоро! И в самый неподходящий момент. Так и тут. «Бэушные» дешевые запчасти несут экономию в себестоимости перевозок для авиакомпании, но никак не способствуют надежной работе пассажирских «железных птиц».
В заключительной части статьи мы продолжим разговор о причинах частых авиакатастроф наших самолетов в последнее время и попробуем ответить на вопрос: а нужно ли вообще россиянину летать самолетами в нынешних условиях или безопаснее пересесть на поезда, автомобили, велосипеды?