Или даже не так. …В удивительный солнечный день вы заглядываете в свой почтовый ящик в надежде обнаружить там долгожданные платежки за квартиру, налоговые уведомления и другую интересную рекламу. И среди вороха бумаг находите аккуратный конверт заказного письма. Открываете и видите, что это «письмо счастья» из дорожной инспекции о совершенном вами правонарушении. Пока вы с интересом разглядываете фото собственного автомобиля, в голове крутятся вопросы: где, когда, почему? А результат аналогичный: постановление, квитанция, штраф.
Раньше все-таки проще было избегать дорожных штрафов — то встречные фарами помигают, то мелькнет вдалеке боевая раскраска автомобиля ДПС, то впереди идущая машина притормозит. Сейчас все иначе.
Мобильные и стационарные комплексы видеофиксации являются выносными глазами инспекторов ГИБДД. И работать они могут как в автоматическом режиме, бесстрастно фиксируя нарушения и отправляя квитанции по почте, так и в ручном, позволяя поймать вас врасплох там, где вы этого не ожидали.
Представьте опять загородную трассу: прямая лента шоссе уходит за горизонт. Покрытие свежее, без ям и трещин. Педаль газа как бы сама проваливается вниз, а скорость даже не ощущается. И вот встречные начинают моргать фарами, попутные притормаживают, и вы наблюдаете впереди машину ДПС. Мысленно благодаря встречных, вы снижаете скорость до разрешенной и катитесь вперед, усмехаясь недальновидности инспекторов, не позаботившихся о более надежной маскировке их транспорта. К великому удивлению, вас останавливают и предъявляют нарушение скоростного режима. Конечно, вы возмущаетесь, у вас три пассажира, включая собаку, которые готовы засвидетельствовать полное соблюдение ПДД, начиная с выезда из гаража. В ответ на это инспектор приглашает вас в свою машину и показывает «кино», где ваш авто в главной роли превышает допустимую скорость за километр до мобильного «кинозала». Итог — постановление, протокол или как договоритесь.
Мобильные комплексы представляют собой автономные устройства с радаром и видеокамерой, в виде ящика на треноге, передающие полученные данные посредством радиоканала. Ответное оборудование, на экране которого отображается информация, находится в патрульном автомобиле, расстояние до которого может превышать 1,5 км. Инспектор видит нарушение и готов в любой момент прокрутить повтор на своем ноутбуке.
Конечно, у вас наверняка есть радар-детектор, который предупредит вас заранее. Может быть. А может и нет. Дело в том, что современные радары имеют достаточно узкую диаграмму направленности,
А еще инспектора тоже изобретательные стали. В лоб такие комплексы фиксации если и ставят, то маскируют их хорошо: внутри разделительного ограждения, за дорожным знаком, ограничительным столбиком. Один раз мне попался даже накрытый армейской маскировочной сеткой. То есть, особо их и не разглядишь.
Сейчас еще дальше пошли: на трассе Москва — Воронеж, например, такие радары стоят за сминаемым дорожным ограждением на разделительной полосе и направлены вслед удаляющемуся автомобилю. Тут уж вообще без вариантов — ни антирадар, ни глаза помочь не смогут. А через несколько сот метров — патрульный автомобиль с экипажем и очередью машин и людей за протоколами…
Стационарных комплексов все больше появляется на улицах городов и проселочных дорог. Узнать о том, что «попали», вы сможете через недельку, получив заказное письмо с описанием нарушения, фото, постановлением и квитанцией. Такие комплексы чаще всего устанавливаются над дорогой на специальных кронштейнах, под мостами, переходами, на столбах. Причем фиксируют они не только нарушение скоростного режима, но и выезды на встречную дорогу, полосу для общественного транспорта, тротуары, проезд на «красный». Некоторые из камер являются муляжами, некоторые — выключены, но узнать об этом можно, только практически проверив свои предположения.
Отвлекаясь от темы статьи, хочу рассказать о методах контроля скорости в Испании, где довелось поездить на прокатной машинке. Скорость в населенных пунктах там ограничена 50 км/ч. На подъезде к очередному поселку загорается яркое световое табло с мигающей цифрой 50 — значит, мы уже превышаем. Въехав в сам городок, мы видим небольшой светофор, который при нашем приближении зажигает «красный». Причем встречные — едут, ни перехода, ни перекрестка здесь нет, тупо — светофор, и мы пару минут стоим. Только потом до меня дошло, что так «учат» нарушителей.
Почти так же получается и у нас, только вместо светофора — машина ДПС, где придется сначала потратить время в очереди за постановлением, а потом — деньги и опять время на оплату штрафа. Кстати, неоплаченный в течение месяца штраф, неважно, каким образом полученный, может служить основанием для ареста на 15 суток. А о том, что он не оплачен, инспектора предупредит система «Поток», считывающая номера автомобилей с наружных камер и автоматически сверяющая их с общей базой.
Вывод один — не хотите платить, придется соблюдать правила дорожного движения, вариантов других нет. А в России можно даже немного нарушать, к примеру, скоростной режим. Ведь превышение скорости до 10 км/ч штрафом не облагается. Некоторые инспектора не обращают внимание и на большее нарушение — до 20 км/ч, не желая связываться с «мелочью» в 100 руб. Но проверять это на себе все же не стоит.
Вот таким образом современные технические средства все чаще «вмешиваются» в отношения людей и закона. Им наплевать на «крутость» машин и номеров, цвет корочек удостоверений пассажиров и водителей, количество денежных знаков в бумажнике. Хотелось бы, чтобы это повлияло не только на порядок и организованность движения в частности, но и общую безопасность на дорогах в целом.