Именно с этого дня такси и стали так называться (до этого они вообще не имели четкого названия). Но эти «считалки» назвали таксиметрами, объединив сразу два слова — французское «taхе» и греческое «metron», означающих соответственно «плата» и «измерение»).
С тех пор счетчики если и изменились, то незначительно, они и во время своего появления умели главное — показывали пройденное расстояние, избавляя водителей и пассажиров от бесплодных споров, сколько следует платить за поездку.
Впрочем, как вы, наверное, догадываетесь — первенство у англичан оспаривают американцы, которые уверены — такси появилось впервые именно в Нью-Йорке, причем несколько позже — 13 августа 1907 года. А когда их пытаются уличить в жульничестве, американские исследователи охотно соглашаются: хорошо, пусть будет так, что в Нью-Йорке впервые было заказано такси!
На самом деле история платных перевозок пассажиров в населенных пунктах началась почти 370 лет назад — летом 1639 года, когда корпорация английских коучменов учредила лицензию на извоз. Первое название этого транспортного средства — «хэкни» от английского «hackney» — разъездная лошадь. Впрочем, даже после этого понадобилось чуть больше 200 лет для того, чтобы создать специальный закрытый экипаж — кабриолет, или сокращено кэб.
Но что еще более удивительно — до изобретения таксометра (первые образцы которого появились все-таки не в Англии, а во Франции, за полтора года до этого) существовал еще один хитроумный способ отсчета длины пути. Причем, как ни парадоксально он не связан ни с метрами, ни с километрами, ни с милями и лье. Над одним из колес экипажа устанавливался специальный ящичек, который был заполнен небольшими камушками. Когда колесо совершало полный оборот, срабатывала специальная зацепка, которое приоткрывало окошко, из которого в емкость под ящичком вываливался один камушек. В конце поездки водителю и пассажиру нужно было только пересчитать камушки и заплатить согласно тарифу. Чаще оплата принималась из расчета 1:1.
Такси стало особо популярным после одного случая, который произошел в ходе Первой мировой войны, осенью 1914 года. Тогда немцы прорвали французскую оборону и ускоренным маршем двинулись на Париж. Французское командование предприняло хитроумный ход. «Под ружье» были поставлены все 1200 столичных такси. Они «под завязку» загрузились солдатами и офицерами и отправились на позиции на рубеж реки Марны. Только за одну ночь было переброшено более 6,5 тысяч защитников Республики. Не ожидав такого коварства, немцы отступили. Угроза захвата Парижа была снята! А эти машины вошли в историю, как «марнские такси».
Но вернемся к отечественной летописи. В том же, 1907 году, в газете «Голос Москвы» появилось первое упоминание об извозчике на автомобиле. С этого момента в крупных российских городах начался настоящий «такси-бум», который сошел на нет с победой социалистической революции. Такси были объявлены «буржуазным пережитком» и убраны с улиц Москвы, Ленинграда и других городов. И только после смерти вождя мирового пролетариата победители вдруг осознали, что свои ноги сбивать дороже. На одном из декабрьских заседаний 1924 года Моссовета было принято решение о закупке 200 автомобилей такси марок Renault и Fiat.
Весной 1925 года автомобили прибыли в Москву и Ленинград и еще 10 лет курсировали только в этих городах — до постановки на конвейер производства отечественных автомобилей «ГАЗ-А». За четыре года было выпущено порядка 1000 таких автомобилей!
Спустя три года после победоносного завершения Великой Отечественной войны было принято решение «метить» такси, чтобы они сразу же бросались в глаза. С этой целью по бортам автомобилей начали рисовать шахматные клеточки, а в правом верхнем углу установили лампочку с зеленым стеклом, чтобы водитель мог цветовым сигналом сообщать, когда он свободен!
Первые «Волги» в качестве автомобилей появились ровно 50 лет назад — в 1957 году. И с тех пор они стали таким же атрибутом советской действительности, как бутылка водки по 2 рубля 87 копеек или докторская колбаса по 2 руб. 20 коп.
Но в те времена поездка на такси была далеко не каждому советскому человеку по карману. Это очень ловко обыграл Леонид Гайдай в «Брильянтовой руке», вложив эту фразу в уста героини Ноны Мордюковой — «Наши люди на такси в булочную не ездят!»
Впрочем, сегодня это потеряло свою актуальность. Более того, практически во всех крупных городах число частных такси превышает число государственных.
А недавно у нас, в Калининграде, появились такси, выкрашенные в яркий розовый цвет! Управляют этими автомобилями исключительно женщины! И посадка в эту «розовую пантеру» разрешается исключительно женщинам и детям!
Дискриминация по половому признаку? Может быть. Но мужчины-водители, завидев такой автомобиль, заблаговременно снижают скорость!