При ближайшем рассмотрении состава американского автопарка оказалось, что здесь много старых и очень старых автомобилей. Чуть ли не у каждого дома стоят наравне с разъездными авто раритеты типа Понтиака или Доджа времен открытия Америки Колумбом. Оказалось, для того, чтобы вывезти автохлам на автокладбище, надо тоже заплатить, и немало. Работяга в грязном комбинезоне едет на работу на «Линкольне», сзади торчит стремянка. Это вроде нашего «Мерседеса» с прицепом для навоза сзади.
Основная масса легковых машин — большие, наша «Волга» рядом с ними кажется малолитражкой. Но там показатель экономичности машины не является определяющим в выборе. Главное — безопасность при аварии. Поэтому молодая мама с тремя детьми загружается в автомобиль размером с нашу малогабаритную квартиру (но это не микроавтобус!). Детей приходится подсаживать. Микроавтобусов я там практически не видела, видимо, пяти посадочных мест в любой машине вполне достаточно.
Потрясают американские грузовики. Грузоперевозки осуществляются с минимальным количеством перегрузок,
Любимый автомобиль американского фермера или работяги — трак, это смесь легковушки с открытым грузовичком. Их здесь абсолютное большинство, особенно в сельской местности, благо дождь идет редко и груз в открытом кузове не страдает.
Мотоциклы типа «Харлея-Дэвидсона» являются символом Америки, и есть не только у рокеров. Очень живописно на трассе выглядят заслуженные рокеры 60-х, с седыми косичками и при бороде, все в коже, с верной подругой той же эпохи и в такой же экипировке на заднем сиденье. Верность стилю вызывает уважение. Но при интенсивности движения на американских трассах это — самый опасный вид транспорта. Поэтому, из соображений безопасности, родители неохотно дарят своим подрастающим любителям быстрой езды таких мустангов, а на хайвэи их не пускают.
Привыкнув к гигантизму и разнообразию легковых машин в южном штате, сын с нетерпением ожидал поездки в Калифорнию, самый богатый штат. Вот уж где должны быть роскошные лимузины в ассортименте! И каково же было его разочарование, когда в Сан-Франциско самым популярным видом транспорта оказался… мопед! Даже не «Харлей-Дэвидсон». Потому что найти парковку в этом необычном, тесном, холмистом городе с односторонним движением на большинстве улиц равносильно выигрышу в лотерею.
В экономной Америке существует практика продажи полицейских автомобилей, выработавших свой срок (не ресурс!) на открытых торгах. Поэтому любой американец может разъезжать на сильной, скоростной, маневренной машине, даже знаки отличия снимать не обязательно.
Имея время и желание погулять пешком по улицам южноамериканского города, я смогла оценить работу специального транспорта. Поскольку Америка — одноэтажная, то почтовый ящик (вроде наших скворечников на ножке, только у дороги) есть у каждого дома.
Почтовые машинки — как наши «пикапы» с очень низкой посадкой, и единственные здесь — с правым рулем. Ездят с включенными аварийными сигналами (потому что по обеим сторонам дороги), с открытой дверцей. Водителю надо иметь хорошую степ-подготовку, если остановка каждые 20 м.
Шла по тротуару за работающей мусоркой. Стало понятно, почему все контейнеры мусорные одинаковы, и почему рядом с контейнером ничего класть не надо, все равно не уберут. Огромная машина, раза в четыре больше наших КАМАЗов. Подъезжает к контейнеру, одна секунда — опустил захват, вторая — забросил бак, третья — опустил его на место и поехал дальше. Контейнеры стоят у каждого дома, каждые 20 метров, хозяева вывозят его на дорогу сами. У одного дома переполненный контейнер лежал на боку — никто и не думал его поднимать. И заметьте — водитель из кабины не выходит, все управление внутри кабины.
В Америке автомобиль, даже самый роскошный, — в первую очередь, средство передвижения, ибо ходить пешком там не принято, а общественного транспорта в нашем понимании, по большому счету, нет. Поэтому некорректно сравнивать наши уровни жизни по наличию или отсутствию автомобиля в семье. Нам порой даже в Москве до работы проще добраться на метро, у американцев же выбора в пользу общественного транспорта просто нет. И расходы на содержание семейного автопарка намного превышают стоимость единого проездного билета.