В чём очарование старых американских автомобилей? Элвис купил маме Кадиллак

Реклама
Грандмастер
Она так прекрасна — моя 409-ка!
Строка из композиции «409» ансамбля The Beach Boys

Американский автомобиль в сознании обывателя издавна выглядит огромным, вытянутым в длину, грубо скалящимся хромированными зубами радиаторной решётки.

И сейчас, хотя Штаты давно перешли на малолитражки по японскому образцу и скучноватые минивэны, отделанные вместо хрома пластиком под цвет кузова, наша память ещё хранит образ надменного американца в белом летнем костюме, противосолнечных очках, с кофром фотокамеры, сигарой — и в огромном сверкающем авто.

Одна рука на дверце, пальцы другой небрежно касаются рифлёного обода рулевого колеса, будто изготовленного из рогов редкостного горного барана…

Реклама

Как складывалась история автомобилизации Америки? Первыми покупателями автомобилей в Новом Свете были нувориши больших городов. Они выписывали из Европы роскошные Мерседесы, Фиаты и Рено с мощными по тем временам моторами в 40−60 «лошадей». Следуя этой моде, местные автопредприятия просто копировали дорогие иномарки, вплоть до контуров радиатора. Конкуренция была острейшая, игроки выбывали десятками с оглушительными банкротствами, не успев продать и сотни машин, многих подводило низкое качество и соответственно надёжность, но технически заурядные авто тоже не пользовались спросом.

Реклама

Рядовому потребителю, решившему сменить лошадь на мотор, помпезные фаэтоны и спидстеры, в которых приходилось ездить чуть ли не лёжа, были не по карману, да и не отвечали его запросам. Для фермеров и торговцев предлагались слегка изменённые и оснащённые моторчиком в несколько сил дрожки и фургоны. Подобный транспорт изготавливали, среди прочих, предприятие братьев Студебейкер, заводы Рэнсома Олдса и Генри Форда с Генри Леландом. Задняя скамейка у лёгких моторизованных тележек легко заменялась на короб для поклажи, у фургонов рундуки для груза служили и скамейками, поклажу и пассажиров можно было защитить от дождя тентом на каркасе из дуг.

Революцию в американском автопроме совершил пущенный Генри Фордом конвейер. Поначалу считалось, что массово можно выпускать только дешёвые тарахтелки для бедняков, но «Форд» модели Т оказался весьма многоцелевой машиной, на которую можно было поставить практически любой кузов, вплоть до представительского ландоле. Затем другие производители переняли фордовские методы, и с конвейеров пошли солидные Шевроле, Студебейкеры, Хадсоны.

Реклама

Не освоившие конвейерный метод автофабриканты начали один за другим уходить с рынка. Из них сохранились лишь немногие, создавшие себе репутацию изготовителей элитнейшего товара для миллиардеров. Этот сектор рынка был строго ограничен, и войти в него новичкам удавалось редко. Зато те, кто освоился в этой среде, предлагали богатым клиентам с Пятой авеню роскошные авто с замысловатым дизайном.

Тем временем слегка поднявшемуся среднему классу хотелось разнообразия. Уловив это поветрие, крупные дилеры, а затем и сами заводы стали предлагать на выбор сочетания из двух-трёх ярких расцветок кузова, разделённых хромированными молдингами, дополнительные аксессуары типа кожухов для запасных колёс, сдвоенных сигнальных горнов и крыльев стремительных очертаний. В каталоге любой фирмы, помимо деловых седанов, присутствовали модные родстеры и вместительные сабурбаны для воскресных выездов всей семьёй.

Реклама

Более дорогие автомобили предлагались с обширным выбором кузовов и длинным списком комплектующих, устанавливавшихся за отдельную плату. Здесь были стеклоочистители с электрическим моторчиком, сигналы поворота со светящейся стрелкой, дополнительные багажные решётки, фары-искатели с изогнутой хромированной рукоятью, выведенной в салон, наружные солнцезащитные козырьки, зеркала заднего вида, крепившиеся к крыльям или установленным по бокам капота запасным колёсам…

Обитый кожей дорожный сундук или плетёная корзина для багажа зрительно удлиняли автомобиль. Это смотрелось стильно, и владельцы предпочитали так ездить постоянно. Длину автомобиля подчёркивали вытянутые, плавно ниспадающие крылья. У открывающихся кузовов тент выполняли низким, с оттянутой назад задней стенкой.

Реклама

В конце 20-х годов кузовные мастера освоили выпуск кабриолетов — эти кузова стоили недёшево, зато годились для любой погоды. Надёжно защищающий от снега и дождя тент поднимался легко и быстро. Силуэт кабриолетов повторял солидные закрытые седаны и купе, отличительной особенностью были хромированные рамки стёкол, облегчавшие их опускание внутрь дверей. Кабриолеты имели достаточно стремительную форму и уже объединённый с кузовом багажник, доступ в который обеспечивал люк снаружи.

Лидерами в производстве роскошных авто были Дьюзенберг, Паккард и Кадиллак. Дорогие шикарные модели предлагал ещё ряд изготовителей, но их объёмы продаж были несопоставимы. Обеспеченные представители среднего класса передвигались на солидных элегантных Бьюиках и Крайслерах.

Реклама

Великая Депрессия резко сократила спрос на любые товары. Автомобиль стал роскошью или последним средством выбиться из нищеты, снявшись с места в поисках новых возможностей для заработка. Безработные колесили по стране на допотопных Чэлмерсах и Мунах, немногие удержавшиеся на ногах представители среднего класса — врачи и служащие — ездили на Хадсонах и Крайслерах, солидных, вместительных, но без излишеств.

Стал оформляться облик американского автомобиля — надёжного укрытия для его хозяина от любых невзгод. Кинематограф демонстрировал автомобилиста, закуривающего в своей машине, беседующего с дамой вдали от посторонних глаз, приезжающего под вечер на подъездную дорожку, усыпанную крупным песком, ведущую к уютному коттеджу. Новое авто символизировало достаток и стабильность.

Реклама

Началась война, а когда оставшиеся в живых солдаты стали возвращаться домой, то первым делом старались воплотить свою мечту об уютном семейном гнёздышке, коттедже, барбекю на лужайке. И конечно о новом авто, на котором они гордо повезут своё потомство в школу, а в выходные — играть в «тарелочку» на поляне, запускать змея и пить кока-колу. Недаром автомобильная реклама тех лет показывает сплошную семейную идиллию.

Ну, а затем Америка принялась делать деньги, и автомобиль стали представлять верным спутником преуспевающего делового человека. Достаточно многие тогда стали приобретать Кадиллак, те же, кому он пока был не по карману, выгодно в рассрочку покупали Меркури, ДеСото, Олдсмобайл последней модели.

Реклама

Дизайн автомобиля в Америке той поры, казалось, был взят прямиком из футуристических комиксов. Дабы сделать легковую машину похожей на ракету, ей наращивали передние и задние крылья, бамперы украшали подобием снарядных головок, нередко со стабилизаторами, ради пущей наглядности.

На капоте ставился «прицел», в салоне с помощью контрастной отделки выделяли «кокпиты» для водителя и пассажиров, приборная панель оснащалась подсвеченными циферблатами в глубоких «колодцах». Кнопки и рычажки выглядели так, будто служили для запуска ракет и приведения в действие лазерных пушек. Мой папа — покоритель Вселенной!

Этот ажиотаж был отражён в выступлениях знаменитого эстрадного комика Боба Хоупа и газетных карикатурах.

Продолжение следует.

Реклама