«Дешевый» — не означало «отсталый». Наоборот, уже на первом «Ситроене», который бесхитростно назывался «Модель А», были внедрены самые последние изобретения в области автомобилестроения. Например, электрический стартер, левое расположение руля. Более того, впервые европейский покупатель получал готовый автомобиль, который не требовал дополнительной «доводки» в мастерской. Садись — и катись.
«Дешевый» — означало «доступный». Низкая цена обеспечивалась массовой конвейерной сборкой, уже опробованной за океаном, на заводах Форда. Впервые в Европе приобретение автомобиля стало по карману «обычному» человеку, зарабатывающему на жизнь собственным трудом. Лозунг, известный нам по «Золотому теленку», родился именно в 1919 году. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!
Андре Ситроен был первоклассным инженером. В 1900 году он закончил пожалуй, самое лучшее в тогдашней Европе техническое учебное заведение, Политехническую школу. Но главное, он был первоклассным бизнесменом и организатором производства. Чем, в первую очередь, и прославился.
А. Ситроен пришел в автомобильный бизнес как бы «со стороны». Он не был «гаражником» и не смог бы, подобно Л. Рено или Дж. Форду, собственными руками собрать и разобрать свой автомобиль. Завод на набережной Жавель, который в течение десяти лет был одной из главных парижских достопримечательностей (туда обязательно возили королей, президентов и героев-авиаторов) был построен А. Ситроеном во время Первой мировой войны для выпуска снарядов. Война кончилась, и предприниматель А. Ситроен точно угадал, на выпуск какого мирного товара следует переориентировать грандиозное конвейерное производство.
Он организовал не только массовое производство автомобилей. Он стал первым бизнесменом, начавшим развивать систему всестороннего продвижения товарной марки своего продукта и превращения ее в то, что сейчас называется «брендом». И изобретения его в этой сфере были не менее громкими, чем в сфере чисто технической. Весь Париж, вся Франция, весь мир говорили в октябре 1922 года об удивительной рекламе в небесах. Самолет написал в парижской голубизне имя «Citroen». А в июле 1925 года это же имя тысячи электрических лампочек зажигают на Эйфелевой башне.
Может быть, оттого, что А. Ситроен не был «чистым» автомобилистом, он не «пробивал» личным авторитетом собственные технические идеи. Зато вокруг него на набережной Жавель сформировался «мозговой центр», состоявший из первоклассных инженеров и дизайнеров. Благодаря этому компания «Ситроен» много лет после смерти основателя оставалась генератором новых решений, изменивших лицо отрасли. И лицо автомобилей, в которых мы ездим сегодня. Даже если это не автомобили «Ситроен».
Если когда-нибудь будет создан всемирный музей автомобилестроения, в зале славы этого музея наверняка найдется место и для нескольких моделей автомобиля «Ситроен».
Citroën Type A
Это был первая модель автомобиля, которую начали выпускать в 1919 году на заводе А. Ситроена. Это был также первый европейский автомобиль серийной сборки. На другой стороне океана Г. Форд уже производил свою знаменитую модель «Т». За два года было произведено 24 тысячи этих машин. Первый проданный автомобиль был запечатлен для истории. За его рулем — скототорговец мсье Тестемоль из французской провинции Дордонь.
Citroën Traction Avant
В переводе с французского «Traction Avant» означает «передний привод». Это — лебединая песня А. Ситроена, последняя модель, выпущенная при его жизни, в 1934 году. И еще одно свидетельство технической прозорливости Ситроена. В этой модели было впервые осуществлено несколько важных передовых технических изменений в конструкции и компоновке автомобиля, ставших затем едва ли не обязательными для автомобилей всех компаний. Это, во-первых, привод на передние колеса, позволивший убрать из-под пола салона карданный вал, в результате чего автомобиль стал более просторным. А во-вторых, «Traction Avant» — первый в мире автомобиль с несущим кузовом, без рамы. Технические решения, заложенные в эту машину и ее дизайн, оказались очень «долгоиграющими». Этот автомобиль выпускался с 1934 по 1957 год. Всего было выпущено 760 тысяч машин этой модели.
Citroën DS
Для многих образ именно этого автомобиля возникает при слове «Ситроен». Название автомобиля («деес») было созвучно с французским словом «Déesse» («богиня»), что тоже сработало на ее высокую популярность. Автомобиль характеризовался уникальной гидравлической подвеской, что избавляло пассажиров от тряски даже на очень большой скорости. Кроме того, это был первый автомобиль с подвижными фарами. Презентация DS на Парижском автосалоне 1955 года произвела настоящий фурор среди дизайнеров. Это была воистину машина будущего! «Ситроен» снова поднимал планку стандартов для массового автомобиля.
DS получил всемирную известность в 1962 году, после покушения на президента де Голля. Изрешеченный автоматными очередями, с пробитыми шинами, автомобиль не сошёл с дороги и смог увезти президента Франции из-под обстрела. Стоит ли удивляться тому, что французские лидеры до сих пор любят автомобили «Ситроен»?
Советским зрителям, мало знакомым с новинками западного автопрома, тоже удалось поглядеть на этот автомобиль в нашумевшем фильме «Фантомас». Эпизод в конце картины, когда эта машина выпускает крылья и превращается в реактивный самолет, вероятно, был щедро проплачен руководством компании. Но у французских зрителей он протеста не вызывал. От DS и этого можно было ожидать.
Citroen 2CV
Эта неказистая с виду машинка — один из крупнейших успехов бренда «Ситроен». Она стала таким же символом Франции, как красное вино, багет и сыр. 2CV — это «2 лошадиных силы». По-русски французское название звучит еще веселее: «де-шево». Этот дешевый семейный автомобиль начали выпускать 1948 году, а прекратили — трудно поверить! — в 1990-м. Разрабатывался он еще до Второй мировой войны знаменитым дизайнером
Предполагалось, что этот автомобиль «пересадит Францию за руль», подобно тому, как это сделали «Форд Т» в США и «Фольксваген Жук» в Германии. Сверхдоступный по цене, простой в обслуживании и ремонте, годный для неблагоустроенных дорог и перевозки небольших грузов, 2CV должен был заменить французскому фермеру лошадь и телегу, горожанину — велосипед и извозчика. Что и произошло. Цена примирила прижимистых французов даже с нарочито простецким дизайном. Любые попытки сделать 2CV «красивше» встречались населением страны в штыки и, следовательно, не прижились.