Электрификация автомобиля неминуема?

Реклама

Автопроизводители готовы выпускать серийные электромобили. Однако к массовому переходу пока не готово ни одно государство.

Североамериканский международный автосалон в Детройте, несмотря на кризисное состояние американского автопрома, остается одним из крупнейших и самых авторитетнейших автомобильных шоу планеты. В этом году основным трендом Детройтского салона стало наступление гибридных авто и электромобилей. К переходу на электричество автопроизводителей подталкивает как интерес потребителей к экологически чистым средствам передвижения, так и государственные программы, стимулирующие уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

Когда-то автопромышленность была значительно приветливее к электромобилю. Первые электромобили создали еще в 1830-х годах — задолго до изобретения двигателя внутреннего сгорания. Электрокары доминировали на раннем этапе автомобилестроения, поскольку имели ряд преимуществ над своими бензиновыми конкурентами: не шумели, не вибрировали и не портили воздух выхлопными газами. Ими было легко управлять, их не нужно заводить вручную, как первые авто с двигателем внутреннего сгорания. И на электромобиле в 1899 году была преодолена скоростная граница — 100 км/ч.

Реклама

Но уже в начале ХХ века фортуна улыбнулась производителям бензиновых машин. Открытие новых месторождений нефти удешевило горючее, а с развитием дорожной инфраструктуры стало возможно путешествовать между городами. Электрокары, с их невысокой скоростью и малым запасом хода, были непригодными для длительных переездов. Тогда как автомобили с двигателем внутреннего сгорания становились все мощнее и дешевле. В США, где электромобили были особенно популярны, их продажа достигла пика в 1912-м и с тех же пор стала падать. А в 1920-х американский электроавтопром, не выдержав конкуренции, прекратил существование.

С тех пор об электромобиле в мире вспоминали в основном во время нефтяных кризисов, но опять забывали, как только горючее дешевело. Заставить автопром запустить в серийное производство электромобили удалось только калифорнийской администрации воздушных ресурсов.

Реклама

В 1990-х это учреждение внедрило правила, которые обязывали автопроизводителей до 2003 года перейти на выпуск 10% автомобилей с нулевым выхлопом. Чтобы отвечать этим требованиям, General Motors в 1996-м была вынуждена выпустить серийную модель Ev1. Однако в 2001 году крупные автопроизводители добились, чтобы калифорнийцы изменили свое законодательство. В результате производство электромобилей в США мигом свернулось.

Это было ошибкой. Резкий рост цен на нефть в середине 2000-х возродил широкий интерес к альтернативным источникам энергии и альтернативным средствам передвижения. Первыми этим воспользовались дальновидные японские Honda и Toyota, чьи гибридные авто появились на американском рынке еще в 1999 году. Американским производителям опять пришлось догонять японцев: гибридное авто с возможностью подзарядки Chevrolet Volt от General Motors ожидают на рынке в лучшем случае в ноябре этого года. Но наиболее интересные модели электромобилей предложили небольшие компании.

Реклама

Внимание западной прессы уже несколько лет приковано к компании Tesla, которая в 2008 году начала серийное производство своего дебютного электрического родстера. Эта эксклюзивная модель стоит $ 109 000, имеет корпус от Lotus Elise и разгоняется до 100 км/ч за четыре секунды. Именно на реализацию этого проекта Tesla направит «зеленый» кредит в $ 465 млн, полученный от Министерства энергетики США.

В 2009 году правительство США выделило отечественным автопроизводителям и их заграничным партнерам гранты на общую сумму $ 2,4 млрд, которые должны быть использованы на развитие аккумуляторных технологий. Вес, вместимость и время подзарядки аккумуляторов все еще остается самым слабым местом электромобиля. Как ожидают, запас хода массового электромобиля наподобие Nissan Leaf будет составлять от 160 до 200 км, а его батарею можно будет полностью зарядить от домашней сети за восемь часов (или с помощью специального устройства — на 80% за полчаса). Вот только плохо, что аккумуляторы делают электромобиль вдвое дороже по сравнению с аналогичным авто с двигателем внутреннего сгорания, но автопроизводители уже рассматривают варианты не продажи, а аренды батарей.

Реклама

Зато у электромобилей есть несколько бесспорных преимуществ. Они практически бесшумны и потребляют меньше энергии, чем бензиновая или дизельная техника. Массовый переход на электромобили сможет помочь человечеству избавиться зависимости от запасов нефти. А вот уменьшение выбросов в атмосферу двуокиси углерода электромобили обеспечат лишь в тех странах, где для производства электроэнергии не применяется уголь. Например, в Китае, где 75% электроэнергии производится угольными теплоэлектростанциями, перевод всего автопарка на электричество уменьшит выбросы парникового газа лишь на 19%.

Еще один фактор, который вынуждает автоконцерны заботиться об экологичности автомобилей, — это разработанные в Европейском Союзе стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах. Первый из них — Евро-1 — был внедрен еще в 1992 году и предусматривал, что персональное авто должно выбрасывать не больше 2,72 г CO на километр пути. Эти нормы становились все жестче, и в прошлом году в сентябре в ЕС вступил в силу стандарт Евро-5, по которому выбросы СО не должны превышать 0,5 г на километр.

Реклама

Пионерами в массовом переходе на электромобили станут небольшие страны наподобие Израиля. Именно здесь была основана компания Better Place («Лучшее место»), которая поставила себе цель развить сеть зарядных станций во всем мире. Нехватка такой инфраструктуры является весомым фактором, который сдерживает распространение электромобилей. В декабре 2008-го компания презентовала свой первый зарядный паркинг в Тель-Авиве, а в мае прошлого года — собственную запатентованную систему обмена батарей. На станциях обмена аккумуляторов водители, которые не имеют времени на подзарядку, смогут просто обменять свой комплект батарей на заряженный.

В 2011 году, когда Better Place развернет сеть станций подзарядки в Израиле, ее партнер Renault-Nissan должен внедрить в производство электромобиль с возможностью замены аккумуляторов. Вслед за Израилем сети таких станций будут созданы в Японии, Дании и Австралии. Аналитики Deutsche Bank еще в 2008 году пришли к выводу, что разработка Better Place имеет прекрасные возможности «уничтожить» бензиновый двигатель.

Уже всем понятно, что электрификация автомобиля неминуема, вопрос лишь в том, сколько времен пойдет на этот переход. Сто лет назад бензиновым авто тоже не сразу удалось получить известность и вытеснить электрических конкурентов.

Реклама