«Платит всегда»,
«Как за каменной стеной»,
«Надежность высшей пробы»…
(Девизы страховых компаний)
В Европе — от слова «уверенность» (the insurance company), у нас — от слова «страх»…
Не знаю, где как, но в России происхождение слова абсолютно верное. Если ты попал в аварию, то это — страх… и много-много головной боли.
Как выбирать страховую компанию
Для начала несколько определений:
страхователь — вы;
страховщик — компания;
выгодоприобретатель — вы;
страховая премия — стоимость полиса;
страховая сумма — максимальная выплата по страховому случаю;
договор страхования — это и есть ваш полис.
Полис КАСКО
Необходимо определить, для чего он вам нужен.
Если вы отлично водите, собираетесь скоро продавать свой автомобиль, договор о страховании будете заключать на несколько месяцев, просто на всякий случай, то можно выбрать самую малоизвестную кампанию, там КАСКО обойдётся дешевле всего.
Если думаете, что так или иначе полис может понадобиться — хотя бы закрасить царапины на бампере, значит подходить к выбору нужно гораздо серьёзнее.
1. Соблюсти баланс между ценой и надёжностью компании. Полис может оказаться дешёвым, но при реальном страховом случае вы будете месяцами пытаться получить деньги или даже просто решение от страховщика. Необходимо собрать всю доступную информацию о финансовом состоянии фирмы, не грозит ли ей слияние с кем-то, как обстоят дела с выплатами по страховым случаям. Если компанию кто-то поглощает, то вряд ли он будет выплачивать долги. Если уже есть трудности, то стоит ли рисковать и вам?
2. Перед покупкой полиса стоит ознакомиться с правилами страхования выбранной компании (они должны быть на официальном сайте). Конечно, они написаны максимально запутанно, юридическим языком, и совсем не хочется вчитываться. Но постарайтесь, это сэкономит вам время, нервы и деньги в будущем. Стоить обратить внимание на:
— территорию страхования (у многих компаний в неё не входит Чечня, Ингушетия, Дагестан);
— норму амортизации, износ (обычно — 20% в год от стоимости, 1,6% в месяц);
— исключения из страхового покрытия.
3. Снизить стоимость КАСКО можно, если в договоре прописана франшиза (сумма, в пределах которой вы ремонтируете машину сами) или если страховая сумма — агрегатная, то есть уменьшающаяся. (Например, страховая сумма — 100 тысяч рублей. Один раз поцарапали крыло на 20 тысяч. В следующий раз максимальная выплата будет только 80 000
Каждый сам определяет, что для него важнее — сэкономить или переложить на страховую компанию свои проблемы. Мне было бы обидно отдавать 30 тысяч и ещё самой платить за мелкий ремонт (при франшизе).
При заключении договора обращайте внимание:
— стоят ли галочки в графах «франшиза», «лимит ответственности»;
— прописана ли страховая сумма, порядок оплаты страховой премии.
4. Если вы не прочитали правила страхования до заключения договора, сделайте это хотя бы после. Обратите внимание на порядок действий при наступлении страхового случая и на сроки. (В течение какого времени после случая надо позвонить в компанию, собрать необходимые справки, подать заявление.)
Я однажды «пролетела» с царапиной на крыле. Оказалось, что в страховую надо было звонить в течение 3-х дней после аварии, а я позвонила только после сбора всех справок. Итог: «В ремонте отказано».
5. Полис обойдётся дешевле, если покупать его не в самой компании, а у страхового брокера. Важный момент: цена КАСКО не фиксирована! С брокером можно и нужно торговаться. Скидка может подняться до 15%. Упирать надо на то, что в другой фирме предложили более выгодные условия.
Если произошёл страховой случай
Первое, что вы должны сделать, — это сообщить в милицию, а затем (в тот же день) позвонить в страховую компанию. В милиции необходимо получить все справки, касающиеся вашего случая. Обязательно сделайте себе ксерокопии всех бумаг. В страховую, по возможности, отдайте именно копии.
После написания заявления, сдачи всех документов и осмотра эксперта не оставляйте компанию в покое. Звоните, узнавайте состояние вашего дела. Если срок, указанный в правилах страхования, истёк, а решение так и не принято, обязательно пишите претензию и отправляйте её заказным письмом. Если и это не помогло, пишите досудебную претензию, грозите иском в суд, копию отправляйте в Российский союз автостраховщиков и в Федеральную службу страхового надзора Российской Федерации. Обязательно сохраняйте каждую бумажку по вашему делу.
Моё «бодание» с Росгосстрахом закончилось выплатой всех полагающихся мне денег через 2 месяца. Кстати, в законе о страховании ничего не сказано об амортизации, а значит, страховщик не имеет права её вычитать из страховой суммы! Правда, зачастую доказать это можно только в суде. И ещё вопрос — оставлять ли себе годные остатки автомобиля или отдавать их страховой компании — по закону о страховании остаётся на усмотрение владельца.
Самое главное, помните, что клиент — вы. Будьте внимательны и отстаивайте свои права!