Но, с учетом того, что существует два вида опасности — субъективная и объективная, рассматривать их необходимо по-разному.
Объективная опасность дорожного участка. Эта опасность определяется количеством ДТП на конкретном участке, которые произошли за определенный промежуток времени. Оценивая показатели, ГИБДД публикует статистику, по которой видно наиболее аварийно опасные участки. Проезжая их, водитель потенциально готов к опасности. К объективной оценке также относятся неоднократные наблюдения ДТП или аварийных ситуаций, не приведших к ДТП на определенном участке. Согласитесь, каждый из нас знает такие места в своем городе.
Субъективная оценка ситуации часто не отвечает существующей, то есть, объективной. Например, встречаются такие повороты дороги, которые на первый взгляд не предвещают опасности, но на самом деле эти впечатления неверные, поскольку фактически угол поворота по факту значительно больше, чем кажется. Именно на таких участках и происходят ДТП. С другой стороны, встречаются такие участки, опасность которых очевидна. Например, проходит двухполосная дорога, стоят транспортные средства, происходят погрузочно-разгрузочные работы, ремонт дороги или аналогичные обстоятельства. На таком участке дороги обычно все снижают скорость и, таким образом, уменьшают объективную опасность ситуации. Неспособность водителя точно определить степень опасности может быть причиной аварии.
В дорожном движении часто встречаются ситуации (например, самая распространенная — неожиданный выход пешехода на проезжую часть), опасность которых незначительна, но возможна. Как же ведут себя водители в таких ситуациях? Все зависит от места происходящего. Представьте себе крутой поворот. Вдоль дороги растут деревья, стоят столбы, возможно, на повороте установлен ларек, поэтому не видно, что за поворотом. Ширина проезжей части стандартная. Интенсивность движения небольшая (не дворы, конечно). Именно на таких участках водитель, который едет впервые, выбирает скорость, которая позволяет остановить автомобиль при неожиданном появлении на дороге встречного транспорта. Те же, кто часто ездит этой дорогой и хорошо знает, что вероятность появления встречного автомобиля маленькая, подъезжая к повороту на скорости, при которой встречный разъезд будет практически невозможен, сильно рискует — он оценивает исключительно опасность транспорта, а как быть с опасностью, связанной с пешеходами?
Большинство водителей игнорируют скоростной режим в темное время суток. Большинство водителей двигаются со скоростью, которая намного превышает безопасную, то есть, такую, которая позволила бы остановиться до столкновения с внезапно возникшим пешеходом.
Вероятность внезапного появления пешехода на дороге многими водителями расценивается как неожиданное явление, поэтому она просто не берётся во внимание. То ли срабатывает русское «авось», то ли еще что. Не знаю. Может, излишняя самоуверенность. Но наверняка многие из нас, видя серьезное ДТП, какое-то время движутся медленнее, чем обычно, более внимательно оценивая дорожную обстановку.
Очевидно, что молодые водители переоценивают своё мастерство, которое должно компенсировать ошибки, и чаще попадают в ДТП. Как-то, в самом начале, когда я сел за руль, мне казалось, что я уже хорошо вожу машину и могу позволить себе чуть больше лихачества. Даже после нескольких ДТП я продолжал так ездить, пока один умный человек мне не сказал: «Ты научись водить машину медленно, нормально. Научись оценивать дорожную обстановку, а потом будешь гонять»… Я его послушал. Я научился в принципе правильно управлять автомобилем, и только после этого начал позволять себе чуть большее. Сейчас эту фразу я говорю всем!
Я желаю вам безаварийной езды! Удачи на дорогах!