Снегоход: игрушка для богатых или незаменимый помощник? Модели и особенности

Реклама
Профессионал

Каких только соревнований на снегоходах не увидишь по телевизору: и гонки по горам, и по грязи, и по воде, и прыжки через препятствия (включая неширокие дороги и автобусы). «Отважные спортсмены» гибнут в лавинах, ломают позвоночники, увечатся, попадая под гусеницы собственных машин.

Все эти, как раньше говорили, «гримасы капитализма», казалось бы, однозначно свидетельствуют, что снегоход — просто игрушка. Опасная и дорогая игрушка для тех, кто может ее себе позволить.

А вот сюжеты из быта эскимосов, канадских фермеров и трапперов, исследователей Арктики, биологов, геологов и прочих «неинтересных» (с точки зрения ТВ) людей показывают гораздо реже. Но ни один из этих сюжетов не обходится без снегоходов, которые уже не носятся, ревя форсированными двигателями, а смирно тянут нарты с необходимым грузом. Тут они явно выглядят незаменимыми помощниками людей.

Реклама

В самом деле, какая альтернатива снегоходу в заснеженной местности? Если не рассматривать вездеходы и вертолеты, которые явно не по карману отдельному индивидууму, то остаются только собачьи упряжки.

Но перечитайте Джека Лондона про жизнь ездовых собак. Весь короткий зимний день бежать, стирая лапы в кровь, долгую ночь проводить в сугробе, накрывшись хвостом. Еда один раз в сутки — тухлая вяленая рыба, да если еще соседи не отберут. Чуть чего — бичом. Не угодил вожаку — разорвет. Выбился из сил — пойдешь на корм остальным собакам. Если закончилась провизия — тебя самого съедят хозяева. В наш гуманный век вряд ли найдется человек, способный так истязать животных. А если таковой садист и найдется, то найдется и соответствующий закон о защите животных…

Реклама

Конечно, собачьи гонки проводятся и в наши дни, но этих собачек привозят на трассу в шикарных джипах, кормят специальными кормами, а по окончании гонки растирают махровыми полотенцами. Да и стоит упряжка таких собак дороже снегохода.

Это я пока о зарубежье пишу. У России, как всегда, свой путь. Нет ни законов о защите животных, ни ездовых собак, ни снегоходных гонок. А вот снегоходы есть. И, пожалуй, побольше, чем на Западе. Но прежде чем говорить о значении снегоходов в нашей снежной стране, я должен сделать небольшое отступление и рассказать немного о конструкции снегоходов.

Снегоходы делятся на две большие категории:
1. Снегоходы с одной гусеницей и двумя лыжами;

Реклама

2. Снегоходы «Буран».

К первой категории относятся все импортные снегоходы, независимо от их назначения. Сюда же примыкают отечественные поделки, имитирующие западные образцы: «Рысь» и «Тайга». Про них мы не будем говорить,

Все эти снегоходы имеют спереди две лыжи, при помощи поворота которых можно «рулить», то есть управлять снегоходом. Сзади находится одна гусеница, назначение которой — двигать снегоход вперед. Если не брать отечественные модели, то все снегоходы первой категории стоят, как автомобиль среднего класса, имеют двигатели мощностью свыше 100 лошадиных сил и многочисленные «навороты» типа подогреваемых рукояток, подогрева ног и прочего. Соответственно, и их ремонт будет сопоставим с ремонтом иномарки. Ясно, что в наших условиях такие игрушки могут себе позволить только богатые люди. И только немногие из них станут ломать свои «Ямахи» и «Бомбардье», катаясь по грязи или прыгая через автобусы. На них катаются в Крылатском, на Сходне и на прочих горках, разгоняя лыжников и сноубордистов. Или берут на дачу и гоняют там зайцев по полям.

Реклама

Преимущества снегоходов первой категории:

1. Колоссальное удовольствие от езды. Снегоход разгоняется до 100 и более километров в час, а подвеска у него, как у хорошей машины. Препятствий практически не существует, снегоход едет по снегу, по льду, пересекает шутя автомобильные трассы с глубокими кюветами, лезет в гору под углом 45 градусов и так далее;

2. Руки и ноги не мерзнут, можно ездить даже без рукавиц.

Недостатки снегоходов первой категории:

1. Если одна из пары лыж зацепится за дерево, или за куст, или за километровый столбик, то авария неизбежна;

2. Одна гусеница, как бы ни была широка и длинна, на рыхлом и глубоком снегу закапывается (особенно учитывая высокие обороты мощного мотора) и закапывает весь снегоход, сажая его «на брюхо». Тут уж без лопаты или буксира не выбраться, ведь снегоход первого типа весит не меньше четырехсот килограмм — руками не вытащишь;

Реклама

3. Последнее время на снегоходы стала обращать внимание ГАИ и прочая милиция. На них требуют техпаспорт, права на управление (почему-то тракториста), наличие номерных знаков. Это создает большие трудности для езды на снегоходах первого типа, так как трезвыми на них катаются редко.

Однако довольно говорить об импортных снегоходах. Поговорим о нашем, родном.

Это снегоход «Буран». Производится с небольшими модификациями с середины пятидесятых годов прошлого века. Внешне он похож на какой-то кургузый коробок, выкрашенный желтой или красно-коричневой краской. Когда заводится, издает немыслимый грохот (не помешают беруши) и окутывает все вокруг удушливым облаком синевато-белого дыма.

Реклама

Однако стоит сесть на него и тронуться, как дым редеет и остается позади, грохот тоже как будто отстает, и вот вы «мчитесь» по снежному бездорожью со скоростью 40 км/час.

Быстрее вы сами не захотите, так как подвеска почти полностью отсутствует. Амортизатором является только снег под гусеницами — если слой снега достаточно большой (по колено), то езда довольно комфортна, если же снега мало, или вы едете по укатанной дороге, то приходится сбрасывать скорость, или вставать на ноги, и коленями амортизировать ухабы.

Конструктивно «Буран» отличается от всех остальных снегоходов в мире тем, что у него две широкие гусеницы сзади и одна лыжа спереди. Это дает огромное преимущество при езде в густом лесу — вы можете сходу вламываться в любую чащу, подминая кусты и валежник, если, конечно, не боитесь разбить ветровое стекло и поцарапать лицо. Стекло, кстати, бьется часто, так как сделано из плексигласа, поэтому у рабочих «Буранов» оно часто заменено куском фанеры или кровельного железа с остатками старого стекла по самому верху.

Продолжение следует.

Реклама