Tata Motors: как был создан самый дешевый автомобиль XXI века?

Реклама

На чем ездят в Индии? На слонах? И на них тоже. А еще на мотороллерах, велосипедах, на телегах и много на чем еще. А вот по числу автомобилей Индия занимает одно из последних мест в мире (7 машин на тысячу жителей). И не мудрено — огромное число индийцев живут за чертой бедности, автомобиль для них — непозволительная роскошь.

Но ведь любому дельцу понятно, что эта южноазиатская страна — великолепный рынок для высокотехнологичных товаров. Миллионы молодых людей жаждут жить «не хуже, чем в Америке». Надо только сделать технику максимально доступной по цене…

Так рассуждали производители мобильных телефонов, объявляя конкурсы на проекты самых дешевых «трубок» (китайцы, говорят, сделали телефон стоимостью один доллар). Подобная мысль посетила и руководство фирмы

Реклама
Tata Motors, которая в 2008 году представила самый дешевый в мире автомобиль — Tata Nano. Его цена составляет всего две с половиной тысячи долларов! Вполне возможно, что Nano станет самым массовым автомобилем в Индии. Что же это за фирма, которая сумела первой в XXI веке реализовать проект «народного автомобиля», опередив ведущие мировые бренды?

Вообще-то, Tata Motors — это не самостоятельная компания, а часть большого индийского концерна под названием Tata Group. В него входят и сталелитейное предприятие, и чайная фирма, и многие другие производства. Основан этот промышленный гигант был еще в XIX веке и принадлежит семейству Тата.

Транспортные средства компания начала производить сразу после Второй мировой войны. Братья Тата, предвидя быстрое развитие железных дорог в Индии, основали предприятие, выпускавшее локомотивы. Расчет оказался верным: поезда и сегодня являются самым популярным у индусов видом транспорта.

Реклама

В середине пятидесятых Tata занялась производством грузовиков. Начали с копирования тяжелых Daimler-ов, они шли, в основном, на экспорт. Немного позже стали выпускать и среднетоннажные машины, которые покорили внутренний рынок. Сегодня большая часть коммерческого автотранспорта Индии производится именно на заводах Tata. Более того, компания входит в число десяти крупнейших мировых производителей тяжелых грузовиков!

Новейшая история компании связана с именем Ратана Тата, который возглавил Tata Group в 1991 году. В это время концерн представлял собой некое подобие старой азиатской империи, в которой главы отдельных подразделений весьма неохотно подчинялись высшему руководству. Ратан Тата решил, что так больше продолжаться не может, и стал проводить весьма радикальные реформы. Он укрепил, как теперь говорят, «вертикаль власти» и избавился от нескольких неэффективных предприятий. Кроме того, именно Ратаном было принято судьбоносное для компании решение — выйти на рынок легковых автомобилей.

Реклама

Ставка была сделана не на «отверточную» сборку западных или японских машин, а на выпуск своих моделей. Первые же изделия Tata — авто с патриотичными названиями Indica и Indigo — имели огромный успех в стране и даже продавались в Европе. Следует отметить, что в Индии существуют очень жесткие требования к экологичности двигателей, поэтому с продажами машин в западных странах проблем не возникает.

Руководство Tata решило не останавливаться на достигнутом и прилагает большие усилия, чтобы вывести свой брэнд на мировой уровень. Причем весьма успешно. Прибыли, полученные от продаж первых легковушек, позволили индийскому автопроизводителю купить производство грузовиков Daewoo. Компания без устали создает все новые и новые совместные предприятия — с Fiat, с бразильской Marcopolo, с иранской Kerman Khodro… Благодаря такой активности, Tata завоевывает автомобильные рынки по всему миру. Ее сборочные линии появились и в России, в частности, на заводах в Нижнем Новгороде и Волгограде. А недавно была заключена сделка с Ford по приобретению сразу двух знаменитых марок — Jaguar и Land Rover!

Реклама

Но по-настоящему громкая слава к фирме пришла после показа на автосалоне 2008 года в Женеве сверхдешевого Tata Nano. О нем написали, наверное, все существующие автожурналы и автосайты. Отзывы были, в основном, иронические — вон какую яркую жестянку индусы привезли. Но факт остается фактом — спрос на новую машину превзошел все ожидания. А ведь о своем желании сделать массовый автомобиль заявляли и Nissan, и Toyota, и многие другие известные производители. Но неуверенность в успехе не позволила им довести дело до конца (пока, по крайней мере), и индийцы оказались первыми.

Развитие Tata напоминает мощную поступь слона, прокладывающего себе путь в джунглях. Сразу видно, что компании всегда везло на дальновидных и решительных руководителей. Одним из них был Шуманд Мулгаокар, которого называют творцом Tata Motors. О своем принципе управления фирмой он говорил так: «Рассчитывай на наилучший результат, требуй его от подчиненных, иди к нему неотступно, и ты его получишь».

А вот нам с вами остается только позавидовать индусам. Отечественный автопром о таких головокружительных успехах может только мечтать. Некоторые горячие головы даже предлагают закрыть все предприятия отрасли, поскольку «мы не умеем делать автомобили». А может, стоит поучиться у индусов? Ведь они умеют…

Реклама