Кто имеет право отменять ПДД на экзаменационной площадке?

Реклама
Грандмастер

Что требуется от водителя, кроме умения управлять автомобилем? Если вы подумали, что необходимо знать принцип работы двигателя внутреннего сгорания, то вы глубоко заблуждаетесь. Водитель может не уметь накачивать колесо — это его личное дело. А вот неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения — дело не столько и не только личное, сколько сугубо общественное.

Несоблюдение ПДД чревато дорожно-транспортным происшествием, пренебрежение правилами создает опасную обстановку на дороге, дезориентирует других участников дорожного движения.

Простой пример. Водитель автомобиля, выезжающего с парковки около супермаркета, видит, что другой автомобиль собирается заехать на эту парковку — сигналит соответствующий поворотник, машина замедляет ход… Водитель, который собирается выехать, немедленно трогается с места — особенно, если въезд на парковку в достаточной степени узок (а это не такая уж редкость около отечественных магазинов), желая не только быстрее поехать по своим делам, но и уступить место въезжающему автомобилю. А машина, которая изо всех сил сигналит поворот, преспокойно едет прямо. Естественно, происходит очень близкое знакомство бампера выезжающего автомобиля с крылом или дверцей, или всем бортом сразу того автомобиля, который так и не въехал на парковку.

Реклама

При выяснении «Кто виноват?» оказывается, что водитель столь активно сигналящего автомобиля на парковку и не собирался. Он хотел просто повернуть на перекрестке. Правда, до перекрестка еще минимум 300−400 метров, но водитель утверждает, что «заранее подавал сигнал поворота».

Вот это и есть создание опасной обстановки на дороге путем дезориентации других участников дорожного движения. На таком расстоянии до перекрестка сигнал поворота подавать никак нельзя, тем более что имеются и другие повороты и съезды с дороги, кроме перекрестка. «Безобидное» нарушение ПДД (мелочь-то какая, всего лишь заранее подал сигнал!) приводит к довольно крупному счету в автомастерской.

Реклама

Но это — обычная глупость. А бывает и «обычное» лихачество, и прямое пренебрежение ПДД. Бывает проезд на красный свет, разворот или поворот через сплошную осевую и множество других нарушений правил, для простого описания которых понадобилась бы не одна статья, а целое собрание сочинений, размером никак не меньше Большой советской энциклопедии.

Собственно говоря, это я к чему… К экзамену на права. К экзаменаторам, на которых жалуется определенная категория экзаменуемых. Для начала — небольшая история, которая произошла несколько лет назад на экзаменационной площадке нашего ГорГАИ.

Группа выпускников ОСТО собиралась сдавать экзамены на категории C и D — управление грузовыми автомобилями и автобусами. Курсанты собрались в кучку на обочине и ожидали экзаменатора — гаишника, естественно. В самый лирический момент раздела очередности экзамена к группе курсантов подлетел грузовик, а следом рысью подбежал майор.

Реклама

«Так, ребята, быстренько забирайтесь в кузов, поедем на другую площадку. Тут сейчас очень много желающих, до ночи не справиться», — заявил майор, тяжко отдуваясь и вытирая потное лицо грязноватым носовым платком. «Ребята» недовольно заворчали. Трястись в кузове грузовика в неведомом направлении никому не хотелось — выберись потом оттуда. «Быстренько, быстренько, не задерживайте! — деловито командовал майор. — Кто не поедет — автоматически ставлю незачет», — и он торжественно потряс пачкой экзаменационных листов.

Курсанты, продолжая ворчать, полезли в кузов. Все, кроме одного. Этот единственный — молодой человек лет этак около 20, не больше, продолжал стоять на обочине. «А тебе что, отдельное приглашение требуется?!» — рявкнул майор.

Реклама

Курсант скучноватым голосом объяснил, что он в кузов вовсе не собирается, так как ПДД запрещают перевозку людей, тем более в городе, в открытом кузове, не приспособленном для такой цели. В ответ последовала совершенно нелегитимная фраза майора, смысл которой сводился к тому, что опасаться нечего, так как сам майор поедет на этом же грузовике, и машину никто останавливать не будет. А другой машины, приспособленной для перевозки людей, нет. Поэтому — либо так, либо вовсе никак. Нулевая попытка.

Товарищи молодого человека сигнализировали ему из кузова, на языке жестов было объяснено, что злить майора совершенно не следует, а нужно воспользоваться ситуацией, тогда сдать экзамен можно будет гораздо проще. Молодой человек продолжал упираться.

Реклама

«Так… — протянул майор. — Вы все — быстренько выбирайтесь из кузова. Да быстрее, не задерживайте процесс. Вам — незачет. А вы, — обратился он к молодому человеку, — пройдемте на площадку». На оскорбленные вопли несостоявшихся водителей, смысл которых был «Ну вы же сами нам сказали!», майор, ехидно ухмыляясь, ответил, что — да, он сказал, но ПДД кто-нибудь из группы читал? Или так, мимо проходили? А если читали, то должны были там вычитать, что говорить может кто угодно и что угодно, а правила все равно обязательны к соблюдению. В полном объеме. Разве что за исключением особых, экстремальных случаев. Поездку же на другую площадку экстремальным случаем признать никак нельзя.

Реклама

История вторая. Произошла много лет назад, когда я сдавала на права. Однако подобные истории случаются и до сих пор — удивительно, но сколько людей, которые никогда не слышали о провокациях экзаменаторов!

Ситуация была — проще не придумаешь. Во время обязательной поездки по городу, когда экзамен уже благополучно подходил к концу, гаишник-экзаменатор вдруг завопил: «Стой! Разворачиваемся!» На мой вопрос — где и что горит, он объяснил, что на другой стороне улицы находится продовольственный магазин, а жена просила его купить молока, он же — забыл напрочь. Теперь до конца дня ему за молоком не вырваться, дома ждет ужасающий скандал, а всего дел-то: развернуться и подъехать к магазину, он быстренько купит молоко и тут же поставит мне сдачу экзамена. Маленькое уточнение — в том месте ослепительно сияла двойная сплошная линия.

Реклама

Когда я сказала, что через сплошную осевую разворачиваются только самоубийцы, гаишник сообщил, что он же «тут, рядом, никто не оштрафует, не остановит». Короче говоря, не бойся, все путем! На мое счастье, у меня хватило мозгов проехать вперед до перекрестка и развернуться там — как положено. Удивительное дело, но потребность в молоке немедленно исчезла, и мы мирно поехали обратно на площадку. Где я и получила свой законный зачет. Потом мне рассказали, что три четверти моей группы ОСТО провалилось на «молочном тесте».

История третья. Экзаменационная площадка. Автомобиль. За рулем — человек, жаждущий получить права, то есть — экзаменуемый. На пассажирское сиденье плюхается экзаменатор и говорит: «Поехали». Курсант не двигается с места. «Чего стоишь?», — любопытствует гаишник. «Жду, когда вы пристегнете ремень безопасности», — честно глядя искренними голубыми глазами, отвечает курсант. «Да пошел ты… Я ж гаишник!», — взвыл экзаменатор.

Реклама

Скандал из-за ремня безопасности продолжался минут двадцать. В ход шли непечатные аргументы и угрозы «незачета» чуть не пожизненно. Все закончилось тем, что ехать никуда не пришлось — зачет выставлен был на месте. Из группы этого курсанта «тест ремня безопасности» прошли всего лишь двое.

Итак, мы пришли к вопросу, вынесенному в заголовок статьи. И ответ однозначен: никто не может отменить ПДД на экзаменационной площадке. Даже сам начальник ГАИ (или ГИБДД) страны. А все слова «Я же с тобой!» — чистейшей воды провокация со стороны экзаменаторов, предназначенная отсеять морально нестойких водителей и научить их тому, что ПДД — свято. И правильно!

Реклама