В большинстве своем светофоры устанавливаются на перекрестках и применяются для регулирования движения. «Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими, соответственно, противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей» (пункт 1.2 ПДД РФ).
Как вести себя на красный и зеленый сигнал светофора, знает каждый из нас, но что делать, когда мигает зеленый сигнал или желтый? Остановиться или можно еще продолжать движение? Согласно ПДД, зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о том, что время его действия истекает и скоро будет включен запрещающий сигнал светофора. В данном случае такой сигнал не запрещает движение, но вы должны оценить ситуацию на дороге и принять решение: либо снижать вам скорость и останавливаться, либо не изменять скоростной режим и продолжать движение.
Как правило, следом за красным либо зеленым сигналом светофора загорается желтый. При этом важно помнить, что если желтый свет загорается после красного, то движение все также запрещено. А если после зеленого, то продолжать движение можно только в том случае, если для того чтобы остановить автомобиль, придется прибегнуть к резкому торможению.
Проезд на запрещающий сигнал светофора, за исключением случаев, касающихся проезда железнодорожного переезда, согласно ст. 12.12 КРФобАП влечет наложение административного штрафа в размере семисот рублей.
Сигналы светофора могут быть круглые, иметь вид стрелок, силуэта пешехода или велосипеда, а также быть Х-образными. В том случае, когда на перекрестке установлен круглый светофор, который имеет помимо этого дополнительный сигнал светофора в виде стрелки, и горит основной разрешающий зеленый сигнал светофора,
Для регулирования движения транспортных средств по полосам используются реверсивные светофоры, которые регулируют движение по полосам проезжей части, направление по которым может изменяться на противоположное. Бывали случаи, когда сотрудник ГИБДД за нарушение сигнала такого светофора и выезд на ту полосу, движение по которой в данный момент запрещено, составляет протокол за выезд на встречную полосу движения. Однако в данном случае инспектор не прав, несмотря на то, что такое движение по указанной полосе будет противоположно вашему. Связано это с тем, что такой случай не предусматривает ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса, так как данная полоса дороги встречной не является, несмотря на то, что в отдельные моменты по данной дорожной полосе автомобили будут двигаться во встречном направлении. Рассматриваться указанный случай может только как нарушение сигнала светофора.
Разумеется, мало кто выезжает на такую полосу под запрещающий Х-сигнал светофора, поэтому инспектор может применить следующую хитрость. Как известно, реверсивные светофоры работают в паре. То есть на конкретном участке с двух разных сторон в случае смены направления движения по полосе некоторое время горит Х-сигнал, запрещающий движение всем направлениям, давая таким образом возможность водителям завершить ранее начатый маневр. Поскольку сигнал меняется в определенное время, допустим, в 15.00, то в это время на дежурство выходят сотрудники ДПС.
Водитель, въехавший на полосу согласно зеленой стрелке, будет остановлен. Пока будут проверять его документы, сигнал светофора, следовательно, и направление движения, поменяется и водитель узнает, что ему вменяется проезд под Х-сигнал. Доказательства имеются: вот, посмотрите, видите, здесь горит зеленый, следовательно, вы ехали, уже нарушая. В таком случае важно заручиться свидетелями и четко отразить время в протоколе — ведь если сигнал меняется в 15.00, а время нарушения в протоколе будет указано как 15.01, то доказать что-либо на следующих стадиях рассмотрения дела будет сложно.
Но если же вас все-таки уличили или пытаются уличить в нарушении правил дорожного движения, а именно — проезде на запрещающий сигнал светофора, то здесь следует помнить, что в том случае, если при пересечении перекрестка разрешающий зеленый сигнал светофора сменился на запрещающий желтый, вы должны руководствоваться тем правилом, о котором говорилось выше: вы вправе продолжить движение при загоревшемся желтом сигнале светофора, если для остановки транспортного средства вам придется безосновательно использовать другой способ остановки, а именно — экстренно затормозить.
В данном случае состава административного правонарушения в ваших действиях усматриваться не будет, поскольку правил дорожного движения вы не нарушили, а ваши действия были единственно возможными. В протоколе об административном правонарушении, если такой будет составлен, оговариваемое выше также следует указать.
Не нарушайте и защищайте свои права, если пытаются посягать на них! Удачи!.