Тенденция давно подмечена производителями автомобилей и хозяевами автосервисов. Ну и предлагали бы свои услуги: для крутых — одни, для здравомыслящих прагматиков — другие. Так нет, рынок надо расширять. А посему и вешают лапшу на уши, уверяя, что некоторые новшества повышают безопасность, увеличивают пробег, улучшают условия эксплуатации.
Возьмем, к примеру, шинный газ. Их Европы в страны СНГ пришла мода заполнять шины не воздухом, а азотом, другими инертными газами или их смесью. В качестве аргумента приводятся гонки Формула-1. Дескать, в шины всех болидов уже давно закачивают исключительно азот.
Продавцы супергаза обещают улучшение плавности хода, управляемости, увеличение сроков службы колес, уменьшение шума в движении, сокращение тормозного пути, постоянство давления и пр., и пр., и пр.
Что же на самом деле? Во-первых, азота в обычном сухом воздухе содержится около 78 процентов. Как полагаете, намного изменится качество смеси, если азота станет 90−95 процентов? Пусть даже 100?
Утверждается, что азот вытесняет из шины влагу, что позволяет уберечь каучук и корд от окисления. Но нежелательных процессов легче и дешевле избежать, если оснастить компрессор осушителем воздуха. Кроме того, внешняя среда остается прежней, стоит ли так много внимания уделять воздействию на покрышку «изнутри», если «снаружи» условия не изменяются?
И потом, сколько лет вы ездите на одном комплекте «резины»? Пятьдесят? А может, все сто? Именно при таких сроках эксплуатации изменение состояния корда исправной шины, вызванное влагой, станет заметным. Но ведь протектор изнашивается за 50−100 тысяч пробега, а это не более 10 лет нормальной езды.
Говорят, что давление в шинах, заполненных азотом, практически не изменяется, при изменении температуры окружающей среды. По закону Шарля отношение давления к температуре при неизменном объеме и массе есть величина постоянная. Получается, что в теории разницы нет, какой газ закачан в шины, изменение давления от температуры окружающей среды будет одинаково.
Но на практике разница действительно есть. Вот только сторонники азота не уточняют, что разница эта всего несколько десятых атмосферы, что практически не оказывает существенного влияния ни на износ колеса, ни на безопасность движения.
Еще утверждается, что гелий — легкий газ, и вес колеса, заполненного им, будет чуть ли не на полкилограмма легче, чем заполненного воздухом. Легче, конечно, будет. Вот только вряд ли на полкило.
Гелий примерно в восемь раз легче воздуха. Но какова доля газа в весе всего колеса? Объем шины легкового автомобиля не превышает 0,05 кубического метра. Вес одного кубометра воздуха около 1,2 килограмма, 0,05 кубометра с давлением 1,5 атмосферы будет весить около 90 граммов, а разница с весом гелия составит около 80 граммов. Много ли можно выиграть, уменьшив вес колеса в таких пределах?
Кроме того, вы не забыли, где живете? Для того чтобы «преобразовать» обычный воздух в азот требуется специальная установка, «сердце» которой — дорогостоящие сменные фильтры. Как полагаете, часто их меняют хозяева СТО?
И как вообще можно проверить, что в шинах? Известны случаи, когда вместо азота или инертного газа в шины закачивали обычный воздух, не ставя в известность хозяев авто. Что же вы думаете? Автолюбители почти поголовно отмечали улучшение ходовых качеств и, не жалея денег, приезжали на подкачку.
Так кто мы после этого, автолюбители или лохи?