Какие автомобили используются профессионалами? Часть 1

Реклама
Грандмастер

В старину, как правило, больных забирали в больницу, только если считали совсем безнадёжными, они отправлялись туда умирать, поэтому больничный транспорт представлял собой убогие дроги или фургон, затянутый ветхим грязным брезентом. Подобным же образом выглядели первые автомобили, предназначенные для перевозки больных.

Ещё больше отличились американцы: для перевозки больных они использовали фургоны на электротяге, на которых обычно перевозили преступников из участка в тюрьму и из тюрьмы в суд. Даже смертельно раненому президенту МакКинли пришлось воспользоваться столь непрезентабельным экипажем.

Но положение с годами менялось, утратило актуальность утверждение «умирай, бедняга, коли заболел», появились нормальные чистые комфортабельные больницы вместо бараков для умирающих. И санитарные автомобили стали скоростными и плавными на ходу, чтобы не растрясти больных по дороге. Тем более что медицина выяснила, что, например, человека с переломом позвоночника нужно везти аккуратно. Медкареты стали делать на шасси дорогих лимузинов, таких как Мерседес, Роллс-Ройс и Кадиллак. Если для частного лица такая машина недёшева, то больница или отдел здравоохранения города могли пойти на такие расходы.

Реклама

Санитары стали носить форму с медными пуговицами и фуражки с кантом. Это объяснялось тем, что в Германии, например, были милитаризованы все муниципальные службы — и пожарные, и почтальоны. А в Америке службы противопожарной охраны, медицинской помощи и полиции ещё задолго до войны объединились в одну структуру.

Да и у нас при Сталине служба любой государственной организации отличалась большим официозом, будь это сеть гастрономических магазинов, столовых, кафе-мороженых, общественных бань или парикмахерских. Это уже при позднем застое уборщицы завели моду носить какие угодно обноски и для мытья полов приносить из дома остатки собственного драпового пальто, а так у них завсегда были синие халаты по форме, казённые вёдра, швабры и аккуратно нарезанная рогожа для мытья полов и ящики для опилок.

Реклама

Так как сотрудники различных городских служб стали проходить основательную подготовку и учиться пользоваться современной техникой, отношение к ним сильно изменилось. Любой такой человек стал считаться профессионалом, соответственно, и специальный транспорт на Западе часто именуют профессиональным.

Считается, что санитарные фургоны, которые мы иногда видим в старых фильмах, использовались на фронте. На самом же деле на фронте раненых возили на обычных полуторках, кузов которых был в лучшем случае накрыт брезентом. Правда, санитарный фургон на фронте тоже можно было встретить, но это была машина, мобилизованная с гражданской службы. Так же как на фронт забрали абсолютно все городские автобусы, и после войны несколько лет обходились полуторками, в кузове которых были поставлены скамейки.

Реклама

К слову сказать, опыт трудоёмкого изготовления кузовов для автобусов не пропадал даром и использовался для всех отраслей народного хозяйства. Например, московские автобазы, где было налажено производство на шасси грузовиков элегантных автобусов, также при случае могли сделать красивый фургон с лакированными бортами, в котором мороженым курам было очень удобно ехать в гастроном на улице Горького, до революции принадлежавший купцу с небезызвестной фамилией.

Таким же манером могли соорудить и карету «скорой медицинской помощи», причём не только для людей, но и для заболевших животных, что тогда было актуально, так как такси и мусоровозы ещё зачастую использовали конскую тягу. Лошадь укладывали на носилки, накрывали одеялом и посредством лебёдки втаскивали в красивый обтекаемый кузов.

Реклама

Такие роскошные машины работали прежде всего в крупных городах, хотя при пополнении автопарка машинами новейших систем более старые могли сплавить на периферию. К примеру, в 1927 году Моссовет закупил в Париже 400 чёрных таксомоторов системы Рено. Через 5 лет в СССР начался массовый выпуск советских Фордов — ГАЗ-А. Тут же ими укомплектовали все московские таксопарки, а Рено отправились в провинцию, где и служили на износ, пока не рассыпались.

Когда же на смену ГАЗ-А пришла М1, то устаревшую модель сняли с эксплуатации во всех организациях, и даже частным владельцам, благо их было не много, посоветовали на старых рыдванах на улицы не соваться. Это привело опять же к появлению большого количества ГАЗ-А в небольших городках и колхозах.

Реклама

Надо сказать, что до войны в советских учреждениях было немало солидных и элегантных Паккардов, Бьюиков и Хадсонов. После войны какое-то их количество оставалось на балансе, среди них были даже машины, уцелевшие на фронте. Но советский автопром отрапортовал о запуске новейшего автомобиля М20 Победа, и иномарки начали чуть ли не насильственно изымать из учреждений, не обращая внимания на состояние прессовать на свалках, а взамен за казённый счёт выдавать гаражам Победы.

Немало было машин, пришедших с фронта как трофеи, переданных в годы войны союзниками, ездить на них было поинтереснее, чем на Победах, но советским чиновникам это не рекомендовалось. Отдушину они находили, приказывая подать к подъезду ЗиМ — собирательный образ Кадиллака, Бьюика и Хадсона Коммодор.

Реклама

Значительная доля ЗиМов оказалась на службе народного здравоохранения. У многих детей в сознании запечатлелась бытовая сценка загрузки больного на носилках в машину через крышку багажника. Между прочим, таким образом были устроены и медицинские Победы, но при значительно меньшей длине из них приходилось убирать правое переднее сиденье, и то носилки вставали лишь наискосок.

Простой советский гражданин, если ему случалось заболеть, мог проехаться и на ЗиСе. Санитарный ЗиС имел широкий удобный люк сзади, поэтому в него можно было положить беременную женщину, что экипажам санитарных ЗиМов запрещалось служебной инструкцией.

На базе ЗиСов иногда делали и катафалки. Но служили они не в похоронных процессиях, а для доставки покойных из больничных моргов к родственникам. А там уж делай что хочешь, хоть на салазках тащи гроб на кладбище. Или в трамвае, если кондуктор добрый попадётся.

Вторая часть статьи

Реклама