Как будто падаю куда-то в бездну, оглядываясь на туман, меня окружающий. И мимо со свистом пролетают желтолицые китайцы. Летят, руками размахивают, щерятся, глаза прищурив. Неприятный какой-то сон.
Думал — отчего вдруг китайцы? Вспомнил. Друг машину производства Поднебесной купил. Такая покупка — не к добру…
Чем они привлекательны для покупателей?
Ценой. Все китайское — дешево. Нас окружают вещи, произведенные в Китае. Зажигалки, телефоны, ручки, игрушки, диски, ведра и тазики. И теперь — машины. У нас великое множество людей, мечтающих о машине, но не имеющих денег даже на ее заправку.
Для некоторой категории населения китайские машины привлекательны также дизайном. Вот, я еду на китайце, и все это понимают, но как будто на RAV-4. Похож ведь! Издалека…
К примеру, китайский внедорожник CEO — точная копия BMW Х5. Представители немецкого концерна не на шутку обозлились, увидав эту машину, дизайн которой полностью слизан с популярной модели. Но желтолицые братья только разводили руками — ничего, мол, не знаем. Мол, на самом деле, это их дизайнерам, в жизни BMW Х5 не видавшим, ночью такой дизайн приснился.
Продавать CEO в Европе запретили. Но представители самой многочисленной нации на планете вовсе не огорчились! Есть другие рынки сбыта. Рынки, на которые можно заходить, не проходя никакой, практически, сертификации…
Чем они привлекательны для лоббирующих?
Для лоббирующих сами машины (вернее, китайские самодвижущиеся повозки, называемые машинами) вовсе неинтересны. Им интересны те, кто может «дать». Китайцы могут дать много. Очень много. За открытие дверей на серьезный рынок представители Поднебесной готовы были дать сумму с девятью нулями. И, скорее всего, дали. Я не знаю, как можно объяснить по-другому то, что произошло. Ибо на сегодняшний день в нашей стране эти жестянки продаются.
Удивляет позиция ГосавтотрансНИИпроект — ведущего института по сертификации автотранспортных средств в Украине. В 2006 году директор НИИ Анатолий Редзюк возмущался: «Подавляющее большинство китайских автомобилей не соответствуют нормам Евро-2, которые введены в Украине с 1 января 2006 года, а крайний срок действия прежних разрешений — до 1 июля 2006 года. Это означает, что если автомобиль не соответствует действующим нормам Правил ЕЭК ООН, то он не должен регистрироваться… Требования к импорту в Украине — такие же, как и к отечественным автомобилям, в соответствии с международным соглашениям с ЕС. Если украинские производители проходят цикл испытаний, то точно такие же должны проходить автомобили из Китая!»
А через год руководитель НИИ возмущаться перестал. Совсем недавно украинская комиссия по сертификации съездила в Китай, побродила по цехам Geely Group Co. Непонятно, что наши сертификатчики там проверяли — наличие крыс под ногами или запаха пота в подсобках, но отзывы о заводе — самые наилучшие.
И поют сейчас представители НИИ совсем другие песни и на другой ноте: «После нашего визита мы воочию убедились в том, что уровень технологий и оснащения производственной зоны Geely Group Co. очень высок, а система управления качеством соответствует международному стандарту ISO 9001:2000… В сборочных цехах используется новейшее техническое оборудование, а полномасштабное производство автомобилей полностью соответствует мировому уровню».
Система управления качеством есть, а качества — нет. Интересно, не правда ли? О «качестве» китайских автомобилей украинцы и россияне теперь знают. В машинах отламываются дверные ручки, отлетают рычаги переключения скоростей, «сыплются» пластмассовые детали. И, что самое главное — эти машины очень опасны.