Длительная езда по ночной (а темнеет в Крыму уже в 9 часов) неосвещенной незнакомой дороге с одной полосой в каждую сторону — занятие не из приятных. И впятеро труднее преодолевать такой путь, если ты до этого уже шестнадцать часов за рулем. По Крыму мне предстояло проехать около трехсот километров. И уже в начале их я начал клевать носом.
Обещанная мне моральная поддержка против сна уже мерно посапывала вместе с детьми, что совсем не добавляло мне бодрости. В результате мной в течение всего лишь нескольких часов в полной глубинной мере был познан смысл слова «автопилот». Чего я вам совсем не желаю. Потому что ездить, да еще и с пассажирами, да еще и с детьми в таком состоянии ни в коем случае нельзя. Хорошо еще, что дорога была пустая.
Но момент прибытия помню уже слабо. Самое яркое воспоминание — как я выпал из машины, добрался до койки, и уже после отключки меня послали обратно в машину за забытым КПК. Этот трагический момент запомнился одной из самых сильных эмоций по отношению к моей жене за всю жизнь.
Итак, с учетом всех дорожных гаишно-семейных приключений, расстояние немногим более 1500 км было преодолено приблизительно за 22 часа. Тяжело, небезопасно. И в общем-то, никуда не годится. Но на следующий день все уже были в нормальном состоянии и радостно плескались в море, и все было позади.
Обратный путь с тем же временем выезда, но уже без детей и без общения с ГАИ по дороге был сокращен до 19 часов. Можно было и быстрее, но Курская область под вечер просто-таки забита транспортом, там основные потери. Последние часы получились опять по темноте и были тоже достаточно мучительны.
Помня все эти прошлогодние коллизии, я изменил (как потом выяснилось, радикально) план поездки в Крым. И сделал для этого немного. Всего лишь сдвинул время выезда на два часа вперед. И вы не поверите, насколько изменилось все!
Старт был дан около трех часов ночи в воскресенье. Правда, не из Москвы, а с дачи по дороге, но это дало максимум час. Ночью для пущей бодрости закусывал горьким шоколадом и слушал Deep Purple. И то, и другое — отличные средства от предрассветного клевания носом.
Из всех новостей дороги: в районе Тулы воткнулись в Т-образный перекресток, на котором знаки нас послали на Белгород, но потом этот Белгород куда-то резко пропал. Вместо этого появились знаки, радостно сообщавшие нам, что мы едем на Рязань, что совсем нас не устраивало. После чего пошли занимающиеся июньской зарей леса, поля и перелески без всяких признаков цивилизации, за исключением разве что попутных машин, стоящих у обочины с включеным в салоне светом, где люди увлеченно изучали какие-то книжки.
Заинтересовавшись таким чудным явлением, мы тоже остановились, и стали крутить так и сяк атлас дорог. Но так ничего в нем и не разобрали. Почти тут же к нам подъехал еще один бедолага, задав уже ожидаемый вопрос: куда тут на Белгород. Это вселило в нас надежду, и, двинувшись далее, мы так и не попали в итоге в старинный русский город Рязань, зато выехали-таки на крымскую трассу, как оказалось, не плутая нигде понапрасну. Впрочем, вполне допускаю, что в скором времени эту проблему ликвидируют, достроив-таки какую-то объездную дорогу с правильными знаками.
На границе мы были уже в 11−00, буквально проглотив все российские области, да еще и запив их неспеша неплохим кофе на заправке ТНК после Курска (ау, где мои рекламные!). Тут надо сказать, что проблем с заправкой нет никаких на всем пути. Вполне хватает ТНК, Юкос, и Лукойл. Но только будьте внимательны! Много местных заправок мимикрируют под них, имея похожие названия и цветовой дизайн, причем зачастую расположены они буквально напротив друг друга. Перед пересечением границы заправиться нужно под завязку, потому что
Не забудьте также купить страховку на автомобиль. Это стоит рублей 200 и занимает считанные минуты. Продажи полисов начинаются километров за 20 и не прекращаются вплоть до самого пограничного шлагбаума. У него, практически, мы и страховались.
С выездом из России вообще никаких проблем не было. А украинские стражи национальной безопасности, узнав, что мы едем на отдых и делаем это раз в год, попросили припарковать машину в сторонку, после чего к нам подскочил их погранец с таможенными декларациями в руках. И у нас состоялся совершенно замечательный диалог в весьма любезном стиле.
-Здравствуйте, у нас есть два варианта прохождения таможни. Первый вариант — заполнить вот эти декларации. Если все заполните правильно — а исправления не допускаются — мы произведем осмотр машины, и если все нормально, то вы свободны. Вот декларации (выданный нам чуть ранее квиток на «зеленый коридор» как-то не заметился).
Пауза. Второй вариант не озвучивается. Мы молча внимаем, взяв в руки и изучая пространные бланки. Наконец после паузы:
— Если устанете, или какие-то проблемы с заполнением, обращайтесь, мы поищем аргументы.
— А если мы уже устали, какие аргументы сейчас будут убедительны?
— 1000 рублей.
— Побойтесь Бога, мы только что гаишникам за превышение на целых 44 км/ч отдали всего 500 руб. (это правда; перед самой границей они горазды через холм простреливать своими радарами — край богатый, и аппаратура тоже на уровне, но удалось уговорить).
— Ну ладно, давайте 600 — мне и таможенникам пополам. Вложите в декларации. Вася, прими! Счастливого пути!
Все. Можно лететь дальше.
После границы рекомендую поменять часть денег на гривны
Дороги и здесь неплохие, разве что вокруг Харькова не очень и кусок автострады на подступах к Днепропетровску тряский. Да еще в Мелитополе лучше не разгоняться, потому что про каток там никто, похоже, не слыхивал, и асфальт утаптывался ногами по всему городу.
В Запорожье на светофоре перед мостом, завидев ваш заляпанный насекомыми российский номер, к вам непременно подскочит шустрый хлопчик и, сходу подняв щетку стеклоочистителя и полив какой-то жидкостью, начнет размазывать грязь по стеклу. Грамотная позиция перед машиной и нытье в стиле «дяденька, дайте хоть сколько-нибудь» не оставят вам шансов отказаться, они там не первый год и дело свое знают. Лучше расслабьтесь и дайте мелочишки, стекло все ж чуть почище станет.
При проезде по крымскому перешейку есть участки по берегу Сиваша, там скорость 50 и сплошная полоса. Ни в коем случае не нарушайте, следят внимательно.
Вот, собственно, и все нюансы. До места мы добрались за 18 часов, где-то полвосьмого по местному времени (на час назад) с одной остановкой на кофе, одной на обед, двумя на заправку, одной на границу (полчаса) и несколькими остановками, чтобы размять ноги (это обязательно) и сами знаете для чего еще.
Из машины я вышел вполне бодрый и свежий (можно было бы сказать «как огурец», но я не позеленел, не покрылся пупырышками за всю дорогу). Рядом шумело море, еще светило закатное солнце, и крымские вина в магазинчиках радостно отражали его красные лучи.
P.S. На обратной дороге перед Харьковом в населенном пункте Высокое будет достаточно неприметное ответвление налево на Киев и Сумы. Вам туда. Потому что если поедете прямо на Харьков, как указано на знаке, то этот Харьков и увидите, пересчитав попутно станции метро. Но это единственный раз. Потом следуйте только в направлении на Белгород.
Возвращение (в рабочий день) и в этот раз заняло 19 часов, и опять из-за Курской области. Что уже мелочи, потому что домой возвращаться всегда приятно, как бы ты ни устал. Даже из Крыма.