Беларусь — страна автомобильная. Автомобили в республике покупают, продают и эксплуатируют. Но машины сходят с конвейера, все они печально одинаковы, унифицированы и стандартизованы. И владельцам авто порой хочется немножко роскоши не только как доказательства успешности, но и для увеличения комфортности, из эстетических соображений, наконец. Вот тут-то открывается та самая свободная ниша рынка — обеспечение автолюбителей желаемой ими неповторимостью механического друга.
Правда, ниша эта частично занята. Разнообразные предприятия, специализирующиеся на тюнинге автомобилей и мотоциклов, наперебой предлагают окраску, установку дополнительного оборудования из каталогов, тюнинг выхлопных труб, увеличение мощности двигателя, легкосплавные диски, пластиковый обвес, стайлинговые краски, художественную роспись средства передвижения и многое другое.
Конкуренция? Конечно. Да и рынок сбыта услуг не столь обширен, как могло бы показаться, исходя из общего количества автомобилей в стране: не так много автолюбителей возжелает, к примеру, изобразить на своем металлическом друге художественную роспись. А при внимательном изучении предложений тюнинга замечается любопытный «провал»: почти полное отсутствие предприятий, специализирующихся на автозвуке.
Концертный зал на колесах — мечта многих автовладельцев. Теперь же, когда во весь рост стоит проблема пробок на дорогах, меломанами стали почти все водители. Но автозвук — это не просто автомобильная магнитола, занимающая предназначенное для нее место. И не только колонки, вмонтированные в двери или панель за задним сиденьем автомобиля. Настоящий автозвук требует, кроме тщательного подбора аудиотехники, качественной вибро- и шумоизоляции салона. К слову, полный спектр таких услуг в Минске предлагают всего два тюнинговых салона.
Такое положение не удивительно. Обычный путь развития, в том числе и в сфере производства, и услуг — эволюционный. Тюнинговые салоны — это естественный продукт эволюции «гаражных мастеров» высокого класса. А услуги, которые они предлагали, были стандартны: ремонт кузова, окраска, ремонт салона автомобиля, ремонт двигателя и так далее. То есть, для того чтобы открыть тюнинговый салон, таким мастерам нужен лишь хороший дизайнер (для художественной росписи) и некоторая сумма денег. С автозвуком сложнее. Тут недостаточно иметь в штате отличного автослесаря или автомеханика. Требуется грамотный радиотехник. Желателен еще инженер-электроакустик, но, к сожалению, в Беларуси специалистов этого профиля учебные заведения не готовят.
При особо высоких требованиях к качеству автозвука мастерам приходится буквально обдирать салон автомобиля до голого железа. После чего монтируется система автозвука, устанавливаются вибро- и шумоизоляционные материалы, вновь собирается салон.
Такие работы требуют внимания и автослесаря, и автомеханика — ведь нужно не только установить систему и обеспечить качество звучания. Автомобиль после всех работ должен по-прежнему остаться средством передвижения, но уже оснащенным элементами роскоши. Не должны быть нарушены аэродинамические свойства автомобиля. Желательно сохранить в неприкосновенности свободный объем салона и багажника.
Когда за установку автозвука берутся любители, на автомобиль после их «работы» бывает страшно смотреть: удивительно, как в салоне может поместиться водитель, не говоря уже о пассажирах. Правда, «звучат» автомобили очень качественно. Но можно ли их назвать средством передвижения? Это уже не автомобиль, а салон аудиотехники на колесах. Что-то вроде тумбы с аудиоаппаратурой.
Белорусский автомобильный рынок нуждается в профессионалах, которые могли бы превратить серийную машину в концертный зал, сохраняя при этом все ее автомобильные качества и свойства. Главное, что потребуется тому, который решит занять эту свободную нишу, это мастера, специалисты высокого класса. Это тем более важно, что работать они должны не на серийное производство, а на индивидуальный заказ, превращать каждый автомобиль в произведение искусства.
Следует заметить, что, несмотря на плачевное состояние рынка автотюнинга в области автозвука, белорусские энтузиасты провели несколько чемпионатов республики по автозвуку, заняли третье место на чемпионате Европы, который проходил в Киеве в 2006 году, первое место в финале чемпионата России 2007 года. Только отсутствие финансирования не позволило белорусской команде поехать на чемпионат Европы 2007 года, который проходил в Дании. Не сомневаюсь, что наши автомеломаны заняли бы высокие места и там. Все предпосылки для этого у них были. Так что специалисты автозвука, причем высокого класса, в Беларуси есть. Осталось только их грамотно использовать.
Аудиотюнинг как услуга не является единственным направлением, к которому можно приложить руки. Еще не занята торговая ниша. Дело в том, что на белорусском рынке достаточно много аудиотехники марок Sony, Panasonic, Philips, Blaupunkt, LG, JVC, Clarion, Pioneer и другие. Как правило, все эти известные брэнды изготовлены в Китае. Кроме того, китайцы поставляют нам свою аудиотехнику и мультимедийную аппаратуру для автомобилей без маскировки под брэндовую продукцию. Аппаратура «без маски», конечно, стоит гораздо дешевле. Правда, и качество у нее пониже.
К сожалению, на рынке практически отсутствуют российские модели аудиотехники: «Урал», «Яуза», «ИЖ». А ведь российские производители, возродившие старые брэнды, производят не только автомагнитолы, но и CD/mp3-ресиверы, мультимедийную аппаратуру и акустические системы. Причем все это — продукция высокого качества и весьма приемлемой цены (особенно, если сравнивать с «китайскими» Sony, Panasonic, Philips
Предприятиям Беларуси, занятым обеспечением автомобильного рынка республики аудиотехникой, следовало бы обратить внимание на восточного соседа, у которого есть что предложить. Или восточному соседу стоило обратить внимание на Беларусь как на потенциальный рынок сбыта.
В Беларуси есть специализированное предприятие по производству подобной аппаратуры — гродненский завод «Автомагнитола», который в 80-х годах прошлого века зарекомендовал себя с лучшей стороны. Автомагнитолы «Гродно» отличались надежностью, а их основные параметры ни в чем не уступали знаменитым японским и европейским брэндам. Сегодня ни о какой конкуренции с продукцией других стран говорить не приходится. Модельный ряд остался все тот же, что и в прошлом веке, когда завод был в зените славы. Конечно, «реанимация» такого производства требует немалых средств, но если к белорусским автомагнитолам вернется былая слава, то все вложения многократно окупятся.
Кроме того, в Беларуси есть и другие, почти забытые марки: «Неман», «Сож», «Океан», «Беларусь». Они также заслуживают возрождения в современном ассортименте продукции, с новыми технологиями и новыми специалистами. Если это будет осуществлено, то весьма вероятно, что вскоре японские и немецкие автолюбители будут записываться в очередь, чтобы поставить на свои автомобили автомагнитолу «Гродно» или ресивер «Сож»…