Какие предметы считались необходимыми для автомобилистов 100 лет назад?

Реклама
Грандмастер

Многие современные автомобили имеют весьма обширный список дополнительного оснащения. В особенности это касается моделей престижных марок. В их комплектацию входят сложнейшие установки для создания необходимого микроклимата в салоне, мощные многофункциональные мультимедийные системы и т. д. Эта политика в корне отличается от той, которая была принята у изготовителей дорогих авто 80−90 лет назад.

В те далекие времена дешевые машины, как правило, имели минимальный комплект оборудования, входящий в изначальную стоимость, хотя некоторые фирмы требовали доплаты за складной тент, фары и даже шины. С конвейеров же таких фирм как Rolls-Royce, Mercedes, Hispano-Suiza, Minerva, A.L.F.A., Brazier, Mors, Panhard&Levassor, Pic-Pic сходили лишь шасси. Кузова нужно было заказывать в мастерских, специализирующихся на их постройке, как правило, бывших каретных. Масса фирм производила огромный ассортимент различных вещиц, приспособлений, аксессуаров и причиндалов, необходимых и не очень, были портные, специализирующиеся на одежде для автомобилистов, сменившие квалификацию шорники (изготовители конской сбруи), в общем, многие старались обеспечить нужды приверженцев нового вида спорта, как тогда воспринимали автомобилизм.

Реклама

Постройка закрытого кузова обходилась в немалую сумму, к тому же он значительно утяжелял моторный экипаж, порой отнимая десятки миль в час. Поэтому большинство автомобилей были открытыми. Даже ветровое стекло многие считали излишеством, поскольку за неимением эффективных стеклоочистителей в непогоду его приходилось поднимать или опускать на капот, и, соответственно, ни о какой защите речь уже не шла. Таким образом, «шоффэр» и пассажиры оказывались открыты всем земным стихиям. Даже в тёплую погоду встречный ветер пробирал до костей, и нужно было надевать пальто и кепку с наушниками, а лучше — кожаный шлем и авиаторские очки-«консервы», сконструированные таким образом, что у них не запотевали стекла. Существовала масса фасонов кожаных шоферских пальто на утепленной подкладке, кепок, шлемов и перчаток с крагами. Зимой же следовало надевать шубу или шоферский полушубок, так называемый «баран», какой носил прославленный российский журналист, редактор журнала «Автомобиль» Андрей Платонович Нагель. От дождя же спасала прорезиненная накидка-«параплюй».

Реклама


Чем быстрее едешь, тем холоднее. И ходили шутки, что по экипировке водителя можно судить о мощности мотора его авто. В Германии даже была выпущена серия открыток, иллюстрирующая это мнение. Если водитель скромной 10-сильной модели может обойтись кожаным пальто, кепкой, крагами да очками-«консервами», то, располагая 80-ю «лошадьми», нужно облачаться в самый настоящий скафандр и дышать с помощью маски, словно авиатор. Кстати, изображенные на открытках «шоффэры» держат в руках различные предметы дорожного обихода — бидон для бензина, масленку или сигнальный рожок. Стоит особо осветить историю именно этого аксессуара.

Как только первые автомобили появились на дорогах, начали раздаваться голоса, говорящие об опасности, которую они могут представлять. Действительно, скорость у «мотора» значительно превышает таковую не только у неспешной фермерской телеги или фургона молочника, но даже и у почтовой кареты. Если же «мотор» выйдет из-под контроля, то последствия страшно представить. Потому-то и было признано необходимым упреждать о появлении моторизованного экипажа путем подачи звукового сигнала. Особенно были распространены сигнальные рожки американской фирмы, основанной неким Клаксоном. Эта торговая марка со временем стала обиходным названием сигнального рожка.

Реклама

Сигнальный рожок обычно нужно было покупать отдельно, и стоил он дорого — $ 10−20. Разумна ли такая трата? Эти сомнения развеивала красочная реклама фирмы «Клаксон». На верхней картинке видна сельская дорога. Два фургона потеснились к обочине, чтобы пропустить автомобиль, хотя он ещё не виден за поворотом. О его приближении кучера узнали по донёсшимся до них звуковым волнам, на которых написано название фирмы. На нижней же картинке можно видеть несущийся во весь опор автомобиль и лошадь, в испуге застывшую посреди дороги, несмотря на то что кучер изо всех сил охаживает её кнутом. Пассажиры авто в панике, один пытается спрыгнуть на ходу. Необходимость приобретения клаксона доказана наглядно. Кстати, на рекламе показаны мощные, престижные авто, их пассажиры одеты в дорогие автомобильные пальто и куртки, кепки, бриджи, гетры и краги.

Реклама


Сигнальные рожки были двух основных типов — с резиновым баллоном-«грушей» и с зубчатой рейкой, приводящей во вращение якорь. Примерно так же устроен велосипедный звонок. Такие клаксоны могли иметь электромеханический привод. Производство клаксонов достигло высокого уровня, вершиной были многорожковые клаксоны, звучащие на несколько тонов, как, например, сигнал на «Антилопе-Гну» Козлевича, наигрывающий «матчиш».

В число предметов, окружающих «шоффэра», входили также ацетиленовые фонари, дающие яркий белый свет. Они заправлялись сухим карбидом, в резервуар добавлялась вода, и выделялся газ. С появлением на автомобилях источников электроэнергии в употребление вошли электрические фары и выносные фонари на длинных шнурах для технического обслуживания в полевых условиях.

Реклама

В дорожных чемоданах и портпледах, а также в экипажных кофрах размещался багаж. Многие постоянно ездили, не снимая экипажный кофр — зрительно он удлинял машину, и многие считали, что так красивее. Позади кофра размещалось запасное колесо или даже два. Позже место кофра занял несъемный металлический багажник. Но ещё некоторое время были в ходу кузова типа coach, у которых вместо багажника была решётка, на которую ставился кофр. Кузова с багажниками назывались hump back (горбатый) sedan, затем появились машины обтекаемых форм, у которых сзади был багажный люк. Но и сейчас дополнительная багажная решётка на крышке основного багажника считается модным аксессуаром. Ещё в 70-е годы она присутствовала в каталогах семейных седанов Chevrolet. Подлинными шедеврами классического автомобилестроения смотрятся некоторые модели Bugatti, у которых позади каретообразного кузова (coach) стоит экипажный кофр.

Реклама

На подножках крепились объемистые инструментальные ящики. В них помещался самый разнообразный инвентарь. Например, в фильме «Гномомобиль» там обнаружилась подходящая ножовка, с помощью которой брат и сестра перепилили оконную решетку и вызволили своего дедушку из сумасшедшего дома. При необходимости можно было развернуть целую мастерскую прямо на подножке — прикручивались тиски, зажигалась паяльная лампа…

В общем, оснащение автомобиля во времена наших дедушек было весьма колоритным. Его выпуск осуществляла мощная индустрия, не дающая остаться без работы тем, кто раньше существовал за счет гужевой тяги. Кузнецы и каретники стали автомеханиками, нашлось дело и для шорников. Существенно возросли доходы владельцев придорожных лавочек и аптек, из которых в наши дни выросли огромные придорожные комплексы. Очень интересно и сейчас пролистать каталог «Alfred Dunhill`s motorities», в котором представлено великое множество вещиц, способных завоевать сердце и тогдашнего «автомобильного денди», и нынешнего фаната-коллекционера, который с радостью выложит несколько сотен за бензиновую канистру или планшет для дорожных карт 80-летней давности. Чего стоят, к примеру, телескопические очки «Bobby-Finder», позволяющие, как утверждала реклама, «опознать полицейского на расстоянии в полмили, даже если он одет, как уважаемый человек»! Заслуживают внимания специальные курительные трубки для автомобилистов с защитой от ветра и карикатурные накапотные фигурки полицейских — символ непримиримой вражды автомобилистов и блюстителей порядка.

Вообще же тема быта автомобилистов столетней давности настолько обширна, что рассказывать о ней можно бесконечно…

Реклама