Почему микроавтобус «Старт» так и не пошёл в народ?

Реклама
Профессионал

Из истории отечественного автопрома

В годы оттепели начальником Главного автотранспортного управления Луганского совнархоза был А. Антонов, с чьим именем связано появление довольно необычного микроавтобуса. Его придумали не мастера крупных предприятий, а местные энтузиасты. В серию он не пошёл, однако сегодня можно увидеть его чуть ли не каждый день.

В 1960-е годы популярность набирал автотуризм, и Советский Союз внедрял пластмассу в промышленность. Появилась идея создать дачу на колёсах из стеклопластика. Так мастера получили от начальника Главного автотранспортного управления Луганского совнархоза А. Антонова, главного инженер Северодонецкого автотреста А. Иванова и директора авторемонтных мастерских треста И. Головатина возможность создать собственный автомобиль. Причём не «самоделку», а своего рода «гостя из далёкого будущего».

В итоге было принято решение собирать микроавтобус класса «гран-туризмо». При этом фантазии не дали особо разгуляться. Во-первых, коробку передач и двигатель нужно заимствовать у отечественных серийных машин. А во-вторых,

Реклама
автомобиль — вещь непростая, поэтому проектировать должны настоящие мастера. Так собрали коллектив конструкторов, которые и дали своему детищу имя «Старт».

Двигатель, задние фонари, «птичку» сзади и другие детали позаимствовали у легендарной 21-й «Волги». В салон вставили часы и радиоприёмник, а также своеобразный столик — это капот двигателя, расположенный прямо в салоне. Оригинальным решением можно считать и выступающий назад багажник, как на обычных советских легковушках (обычно у микроавтобусов таких багажников не было). Бамперы, установленные воедино с кузовом, опередили время. Фар у «Старта» не две, а целых четыре — по моде начала 1960-х годов. Иными словами, дизайн получился футуристическим.

Реклама

Первый экземпляр «Старта» сошёл с конвейера в декабре 1963 года. Производители хотели предоставить своеобразный «живой» автомобиль, у которого кузов создан из полимеров. В случае успеха планировалось запустить «Старт» в серийное производство.

Реклама

Первый экземпляр отправили в Москву, и микроавтобус ждали позитивные оценки. В салоне «Старта» имелись диваны, столик, посудные шкафы и туристический умывальник. В итоге в течение недели микроавтобус успел попасть в газету «Правда», побыл экспонатом на ВДНХ и засветился на телевидении.

Первое время всё шло хорошо. «Старт» стал набирать популярность, несмотря на высокую цену. Микроавтобусы «РАФ» и «УАЗ» на тот момент были дефицитным транспортом. Но в 1964 году Антонов был переведён в другое учреждение, а он был одним из главных лиц в производстве. Потом ГАЗ перестал поставлять детали, однако интерес советских людей к «Старту» не терялся, поэтому производство продолжалось (по заказам предприятий или учреждений). Для запуска в серийное производство требовалось пройти испытания.

Реклама

И осенью 1965 года два экземпляра микроавтобуса «Старт» оказались на испытаниях. Результаты вышли неутешительными: новый стеклопластиковый микроавтобус не имел преимуществ перед «рафиком». Кроме этого, новинка стоила очень дорого. Микроавтобус мог бы стать туристическим, но из-за высокой стоимости был недоступен для простых людей. Конечно, небольшими партиями «Старт» продолжали изготавливать вплоть до 1970 года, всего — чуть больше 150 экземпляров.

Но так получилось, что мы можем видеть его чуть ли не каждый день. Картина Леонида Гайдая «Кавказская пленница», вышедшая в 1967 году, до сих пор нередко транслируется по телевидению, поклонники пересматривают ее снова и снова. А в финале комедии можно увидеть… микроавтобус «Старт»! Да-да, именно на нём Нина уезжает в путь, Шурик догоняет её на осле, а за кадром исполняется фрагмент знаменитого шлягера о белых медведях.

Реклама