В начале XX века бензин получали как отходы при производстве керосина — ведь тогда были распространены керосиновые лампы. Нефть перегоняли, но, кроме керосина, получали еще и более легкий бензин. Его вначале продавали в аптеках — в качестве пятновыводителя. Во время своего знаменитого автопробега (4 августа 1888 года) Берта Бенц покупала необходимый автомобилю бензин в аптеках, переливая затем маленькие бутылочки с пятновыводителем в бензобак машины.
На заре автомобильной эры бензин был один — и для автомобилей, и для самолетов. Прошло время, совершенствовались двигатели внутреннего сгорания (ДВС), и для них нужен был уже более качественный бензин, росло его октановое число.
Во времена СССР автомобили ездили сначала на А-56, в 1950-е годы уже использовали бензин марки А-66, потом А-72, затем на А-76. А потом в СССР появился первый массовый и относительно современный автомобиль — «Жигули». Этой машине уже нужен был высокооктановый бензин — АИ-93.
Владельцы новеньких «копеечек» мечтали перевести свои авто на А-76, ввиду того, что бензин для ВАЗ-2101 был дороже: он тогда стоил 95 копеек за 10 л, тогда как А-76 стоил 75 копеек за те же 10 л. Скажете, что невелика разница? При тогдашних ценах и зарплатах разница была весьма заметна, тем более что А-76 можно было за полцены купить у шоферов грузовиков.
В 1970−80-е среди владельцев первых «Жигулей» была настоящая эпидемия, владельцы новеньких «копеечек» хотели перевести свою «ласточку» на А-76. Журнал «За рулем» печатал статьи, как можно осуществить такой переход.
Рекламировали какие-то сеточки — не то на свечи, не то еще куда-то. Предлагали какие-то добавки для бензина, которые, якобы, увеличивали его октановое число. Лично я помню, что предлагали для этой цели нафталин. Еще растачивали цилиндры в двигателе «Жигулей» и добавляли прокладки, немного увеличивая объем цилиндров.
Сеточки и нафталин в бензобак были чистой воды шарлатанством. А при расточке цилиндров «ласточки» можно было запросто загубить двигатель. Мой отец в начале 1970-х отдал нашу машину мастеру для расточки цилиндров. Признаться, сделали все удачно, наша «копеечка» ездила на 76-м бензине с 1970 года до начала этого века, проехав за 30 с лишним лет больше 300.000 километров (после первых 300.000 км пробега папа просто перестал считать).
С момента появления «Жигулей» прошло чуть больше полувека. «Жигули» классические отлично ездят на А-92, машины классом повыше потребляют А-95. Появились дизельные легковушки, их на АЗС заправляют соляркой. Произошло нечто странное. Долгое время солярка была дешевле бензина. Многие автолюбители, в желании сэкономить на эксплуатации, купили себе дизельные машины — и тут ДТ вдруг подорожало, сегодня оно дороже А-95.
Так на каком топливе ездят автомобили с ДВС и чем заправляют дизельные авто?
В год в мире производят миллиарды тонн бензина и дизтоплива различных марок (общее производство жидкого топлива в мире в 2021 году составило 7.05 миллиарда тонн). По его производству на первом месте находится Китай (1.436 млрд. т), а на втором месте — США (1.106 млрд. т). Количество биотоплива в среднем в мире составило в 2021 году 14% от всего объема топлива.
При этом в Бразилии и Индии биотопливо составляет больше от 32% до 38% производимого здесь топлива. В США тоже производят биотопливо (8% от всего производимого в этой стране). Американцы производят биоэтанол из кукурузы (что весьма дорого), в Бразилии его производят из сахарного тростника.
Увы, рентабельно получение биоэтанола только в тропических странах, потому расширяется это производство только в Бразилии и странах Юго-Восточной Азии. При добавлении в топливо до 30% биоэтанола обычный ДВС работает без проблем (правда, такой двигатель при этом теряет в мощности). А вот чтобы ездить на чистом спирте, надо серьезно модифицировать мотор автомобиля.
Дизеля обычно используют солярку, но в некоторых местах их заправляют маслом. У нас на Кубани некоторые фермеры заправляют свои трактора подсолнечным маслом, где-то в бак заливают масло рапсовое.
В последнее время получают все большее распространение ДВС, работающие на газе. Эксплуатация таких автомобилей обходится вдвое дешевле, чем машин с двигателями, работающими на бензине. В Китае на биогазе, получаемом при обработке в биогенераторах отходов сельского хозяйства (навоз, солома, птичий помет), работает до 70% всего автотранспорта в сельском хозяйстве. Развивается производство этого вида топлива в странах Европы и в США.
Еще во время Второй мировой войны проводились опыты по использованию
Проводятся опыты по использованию водорода в качестве топлива ДВС. Но проблема тут в хранении водорода в газовом баллоне или на АГЗС. Работы продолжаются, ведь сгорание водорода дает нулевые карбоновые выбросы.
А еще проводятся эксперименты по созданию двигателей на сжатом воздухе и азоте, но это уже не двигатели внутреннего сгорания.