Прошёл буквально год, и международная организация журналистов (МОЖ) обратилась к представителям СССР с интересным предложением — провести журналистский автопробег по маршруту Москва — Лагос (это столица Нигерии).
МОЖ также высказала пожелание, чтобы в новом автопробеге приняли участие те самые журналисты, что годом ранее добрались до Лиссабона на советских «девятках». И это пожелание было учтено.
Маршрут нового, более сложного и захватывающего мероприятия был следующим: Москва — Минск — Варшава — Прага — Париж — Марсель — Алжир — Мали — Гана — Того — Нигерия.
Для этого автопробега наше руководство выбрало автомобили «Нива». Это было вполне понятным — ведь значительную часть пути предстояло совершить по африканскому бездорожью.
В общем, на «ВАЗе» получили указания по поводу отбора трёх автомобилей «Нива» для предстоящего ответственного события. Эти автомобили собрали в цеху мелкосерийной обработки.
И тут начальник отдела доводки автомобилей Анатолий Михайлович Акоев дал команду для автопробега выделить три машины именно с конвейера, а не ручной сборки. Он объяснял своё решение тем, что на конвейере технология сборки отточена годами, и человеческий фактор там способен создать меньше проблем, чем в случае со штучным производством. В общем-то, он оказался прав.
Короче говоря, для пробега Москва — Лагос взяли три обычных автомобиля и затем испытали их на полигоне, стараясь приблизиться к реальным условиям. Испытатели даже имитировали тропический дождь, чтобы выявить все огрехи машин перед стартом.
После тщательной проверки наши «Нивы» тронулись в путь. На всякий случай все экипажи были оснащены радиобуями, сигнальными ракетами и дымами. Более того, «Ингосстрах» застраховал каждого путешественника на 5000 советских рублей.
Во Франции советские автомобили на предприятии «Пок» (Париж) оснастили дополнительным оборудованием — электролебёдками, багажниками на крыше, специальными шинами и дополнительной светотехникой.
В таком виде «Нивы» и съехали на территорию Африки. Одна из машин тащила за собой прицеп, в который впоследствии сложили воду и топливо для автомобилей.
Понятное дело, в Северной Африке ещё не было тех сложностей, что возникли потом.
Дороги в Алжире были сносные, и до населённого пункта Регган удалось добраться относительно комфортно. А там наши путешественники добрались до КПП, где им пояснили, что дальше дороги нет. Причём на протяжении 700 километров. А чтобы не сбиться с пути, через каждые пять, а затем десять километров в пустыне установили вешки. Вот такой вот расклад.
Более того, на этом самом КПП путешественникам дали подписать две бумаги. Одна — насчёт того, что далее вся ответственность за передвижение через пустыню Сахара лежит на них. Вторая — точные адреса тех мест, куда следовало направить тела для погребения в случае трагического исхода. Вот такие суровые реалии.
И ещё полицейские попросили наших героев после благополучного пересечения пустыни отметиться в полиции. В этом случае их не станут искать как пропавших без вести.
После таких напутствий советские путешественники, понятное дело, немного опешили, но всё же решили поспать, чтобы поутру, так сказать, со свежими силами начать покорение знаменитой пустыни.
Наверное, об этом в будущем напишут книгу. В ней расскажут:
- Как наши машины несколько раз плутали среди песков, отыскивая спасительные вешки с фонарями наверху.
- Как однажды в пути от жары и тряски лопнуло заднее стекло одной из машин.
- Как в пути прицеп буквально треснул пополам, и вещи из него пришлось распихивать по всем автомобилям.
- Как перед одним из ответственных участков в пустыне хитрый проводник озвучил новую стоимость своих услуг.
И так далее…
Впрочем, все эти трудности, вероятно, лишь укрепили дух наших героев. Они покорили Сахару на советских внедорожниках!
И этим тоже можно гордиться.