В американской глубинке одно время предпочтение отдавалось моторизованным багги — типичным фермерским повозкам на высоких деревянных колесах. Известны были марки International Harverster, Pontiac, Schaht, Duer, Sears, Reeves. Именно эти машины стали идеологическим прообразом типичного американского пикапа.
В наше время шина, как правило, имеет бескамерную конструкцию с обеспечивающим жесткость кордом. Сначала корд навивался из проволоки, теперь используются композиты, к примеру, арамид. Элементы корда располагаются радиально, «диагоналки» выпускаются для тех, кто хранит у себя в гараже автораритет. Интересно поизучать «данлоповский» или «мишленовский» рисунок протектора 50-х годов. Для самых скоростных автомобилей создаются самые высокотехнологичные шины. Шины для гоночных автомобилей порой являются решающим фактором. Ещё в 1899 Камилль Женатци установил свой рекорд во многом благодаря тщательному подбору шин.
Специальные шины нужны для преодоления бездорожья, причём тип шин должен соответствовать типу бездорожья — вязкой глине, песку или каменистой осыпи.
Опытный, грамотный автомобилист, ездящий круглый год, никогда не забудет сменить обувку своего железного друга к сезону. Вообще, если у вас недорогая машина и вы выезжаете пару раз за всю зиму, то решайте сами, рисковать или нет своей и чужой безопасностью. Но хороший мощный автомобиль зимой должен ездить только на зимней резине, иначе он будет представлять серьезную угрозу!
Шины монтируются на диски. Когда-то деревянные колеса были несъемными, и снять поврежденную покрышку, а потом поставить новую, было делом нелегким. Тогда придумали съемный обод. Но небрежно закрученные крепежные гайки нередко приводили к аварии. Фирма Rudge-Whitworth ввела в обиход спицованные колеса с креплением центральной барашковой гайкой. Кому-то такие колеса покажутся велосипедными, но Bentley 5 раз одержали на них победу в Ле-Мане. Это истинно английская классика — MG, Austin-Healey, Jaguar трудно представить без таких колес. Американцы издавна любят подражать аристократам Старого Света — на седанах 70-х годов сплошь и рядом встречается имитация спицовки и даже центральной гайки. Есть и легкосплавные диски с рисунком «под спицы», зачастую покрытые нитрит-титаном «под золото». Спицованные диски с позолоченными спицами — непременный атрибут «лоу-райдеров».
Принятый сейчас размер диска для недорогой машины — 13 дюймов. Впрочем, он удовлетворяет далеко не всех, хотя бы в плане престижности. Солидный седан может ездить на 15-дюймовых дисках, но сейчас в основном предпочитают 17 дюймов. А те, кто хочет выделиться, ставят диски от 19 дюймов. В Штатах звезды хип-хопа ставят диски в 22, 26 и даже в 28 дюймов, для чего приходится резать колесные арки. Ужас! Кстати, роддеры считают это жуткой безвкусицей — им обычно хватает 15 дюймов. Роддерская классика — 15-дюймовый 5-спицевый Cragar. 15-дюймового стандарта придерживаются и извечные враги роддеров — дорожные полицейские.
Тормозные механизмы заняли свое место в колесах к началу 20-х годов. Этторе Бугатти пробовал отливать тормозные барабаны заодно с колесами. После войны стали получать распространение дисковые тормоза. В гонках их впервые применил Jaguar в 1953 году, выиграв 24-часовую гонку в Ле-Мане. Сначала «барабаны» не уступали, но потом даже американская Большая тройка стала предлагать для ряда моделей спортивный кит, состоящий из дисковых тормозов, более жесткой подвески и ещё кое-каких мелочей. На автосалонах в Женеве, Париже, Франкфурте-на-Майне и, конечно, Мекке тюнингеров — Эссене, сверкающие суперкары поражают размерами своих тормозных дисков. Изредка диски тормозов выполняют из керамики — они перегреваются в несколько тысяч раз медленнее, чем стальные, а есть ещё углепластиковые, но на рабочий режим они могут выйти только в условиях гонок.
Автомобили ещё долго будут передвигаться на колесах, во всяком случае, пока мы с вами живы. Другие типы движителей, по крайней мере, на дорогах, имеют ещё больше недостатков. И неизвестно, будет ли когда-нибудь изобретена антигравитация, которая избавит нас от пробок и сделает реальностью эпизоды фильма «Пятый элемент». Но в Японии под эгидой Toyota регулярно проводятся конкурсы самых безбашенных изобретателей, и число показанных на них альтернатив автомобильным колесам — не сотня и не две, а гораздо больше.