До революции в Российской империи был автомобильный завод — «Руссо-Балт». Базировался он в Риге. Однако после 1917 года Рига стала заграницей, и с этим надо было что-то решать.
Помимо рижского автомобильного завода, в стране существовало несколько механических заводов, которые изготавливали и производили разные полезные штуки. В первую очередь, паровозы и вагоны.
В общем, после окончания Гражданской войны и перехода страны к НЭПу остро встал вопрос о создании своей, советской автомобильной промышленности.
Следует заметить, что автомобили в советской России были. Их парк являлся очень разномастным: тут имелись машины, завезённые в страну ещё до войны, а были и автомобили, отбитые во время боёв у разных иностранных военных соединений.
По статистике, в начале 20-х годов ХХ века в СССР треть от общего автопарка составляли машины фирмы «Форд». До революции эта фирма имела, кстати, свои представительства в Российской империи. В первую очередь, наших соотечественников тогда интересовали трактора, а уж потом автомобили. Это, вероятно, сильно сказалось на выборе советского правительства в смысле создания производства автомобилей в СССР.
Надо заметить, что в то время Генри Форд был настроен весьма скептически по отношению к СССР. Ведь он всё-таки был промышленником, капиталистом, а тут — страна с довольно необычным общественным укладом. Как с ней выстраивать отношения?
Впрочем, предложение от СССР наладить в этой стране производство автомобилей Форд не отверг. Вот только обдумывал он его очень долго — несколько лет, вплоть до 1928 года.
Другие автопроизводители — в первую очередь, американские — тоже с интересом смотрели на огромный советский рынок, столь заманчивый для продаж. Известно, что руководство компаний «Додж» и «Виллис» также задумывалось о производстве своих машин в Советском Союзе. По этому поводу они опубликовали свои соображения в недавно организованном советском журнале «За рулём».
В общем, к 1928 году Генри Форд созрел для сотрудничества с СССР. Однако для этого созрела и компания «Дженерал моторс», являвшаяся конкурентом Форда. Она намеревалась выпускать в СССР 12500 своих автомобилей в год. При этом «ДжиЭМ» предлагала техническое содействие, лицензию на один из своих популярных автомобилей, а также денежный кредит.
Форд, со своей стороны, предлагал организовать совместное предприятие. При этом он собирался вложить в новый завод мощностью 100 000 машин в год часть своих средств.
Хотя автомобили СССР нужны были позарез, руководство страны проявило мудрость в этом вопросе. Более всего наших руководителей беспокоил вопрос о том, что иностранная фирма вложит деньги в строительство нового завода. То есть полностью советским в таком случае завод не будет. И свобода действий в этом случае будет сильно ограничена. А кредиты — их отдавать ведь надо.
В общем, советское руководство приняло решение построить автомобильный завод под Нижним Новгородом своими силами. При этом сотрудничество с Фордом не оборвалось.
Всесоюзный Совет народного хозяйства СССР, курировавший тогда промышленность, предложил Форду следующий расклад. Он (Форд) оказывает техническую помощь при строительстве завода и передаёт право на производство одной из моделей машин в СССР. Кроме того, часть советских специалистов должна была пройти стажировку на заводах компании «Форд».
При этом советская сторона обязывалась приобрести 72000 комплектов деталей машин, из которых впоследствии и собирали автомобили. Общая стоимость этих деталей оценивалась тогда примерно в 72 000 000 рублей. Срок технического взаимодействия определили в девять лет.
По такой схеме сотрудничества советское хозяйство практически сразу получало для своих нужд автомобили. Их просто надо было собрать из деталей, поставляемых из САСШ (так тогда назывались США).
- Известно, что в феврале 1930 года с территории нижегородского завода «Гудок Октября» (ныне не существующего) выехали первые американские автомобили советской сборки.
При этом ускоренными темпами строился завод «ГАЗ», который стал легендой советского автомобилестроения. Этот самый завод вступил в строй в январе 1932 года. Он ознаменовал собой новую веху в истории советской промышленности.
Интересно, что весной 1981 года, то есть через 49 лет после запуска, в цехах «ГАЗа» собрали 10-миллионный советский автомобиль…