Из дерева выполнялись довольно сложные механизмы. Зайдите внутрь ветряной или водяной мельницы — и увидите, что водяное колесо или крылья ветряка приводят в действие целую систему колес, вырубленных и сколоченных из дерева. Оси — здоровенные бревна. Только жернова каменные.
Телеги тоже делали из дерева. И, когда решили обойтись без лошадей, дерево не удалось отправить в отставку. Капитан французской артиллерии Жозеф Николя Кюньо соорудил из дерева всю ходовую часть своего артиллерийского тягача с паровым приводом. Посетителей Парижской Conservatoire des Arts et Metiers по сей день поражает эта примитивная конструкция из толстенных, грубо отесанных брусьев.
Зигфрид Маркус тоже установил свой газовый двигатель на довольно-таки грубо сколоченную деревянную тележку. Из дерева была изготовлена практически вся ходовая часть автомобилей Делямар-Дебутвилля, Этьена Ленуара, мотоцикла Даймлера и Майбаха.
Автомобили раннего, «пионерского», периода в основном создавались путем установки мотора на подвернувшуюся под руку коляску. И, соответственно, имели деревянную раму и деревянный же каркас кузова, обшитый жестью. И деревянные колеса. Затем форма самодвижущихся экипажей стала видоизменяться, но изготовлялись они все теми же методами. Кузова долгое время сохраняли каретную форму, например, кузова Bugatti typ 44 и typ 41 Royale с виду — настоящие кареты. Иногда деревянный каркас обтягивали кожей или тканью — получался кузов типа Weymann, по фамилии мастера, известного изготовлением таких кузовов. Такой кузов часто можно было встретить на машинах марки Hispano-Suiza или на американских Stutz — машинах весьма дорогих и престижных.
Деревянные колеса «артиллерийского» типа были в ходу до начала 30-х годов. Пойдите в музей — и вы увидите статные Rolls-Royce, Daimler и Packard, гоночные Pierce-Arrow, American La France и Gobron-Brillie с 15-литровыми моторами, компрессорные Mercedes, скромные фермерские Ford, Studebacker и R.E.O. — все на деревянных колёсах. У мощной Itala, на которой князь Сципионе Боргезе ехал из Пекина в Париж в основном через Сибирь, были такие колёса. На бескрайних российских просторах одно из колес не выдержало и рассыпалось. На помощь пришли бородатые мужики — и с новым колесом итальянец благополучно добрался до Парижа. Itala находится теперь в музее имени Карло Бискаретти ди Руффиа, и стенд, на котором она стоит, украшен фотографией тех самых мужиков в бараньих шапках.