Специальный транспорт к тому времени уже непременно оснащался яркими световыми приборами, делавшими его заметным на дороге и ночью, и днём. Особенных успехов в этом деле достигли, как всегда, американцы. У них все рекорды по оснащённости ярчайшими лампами били машины «скорой помощи», обгоняя даже пожарные машины. На роскошной медкарете, выполненной на базе лимузина марки Кадиллак или Де Сото, насчитывались десятки проблесковых маячков и прожекторов со стробоскопами — по всему периметру крыши, на передних крыльях, на бампере, в радиаторной облицовке…
Англичане и немцы с французами тоже старались не отставать, хотя за американцами поспеть было непросто. А наш простой труженик даже не слыхивал о такой роскоши. Привилегию промчаться по левому ряду у нас имели только старейшие члены партии, как и право на использование особо мощных спецсигналов. К примеру, даже на милицейских автомобилях не допускались «мигалки» на переднем бампере, если речь шла не о машинах спецсопровождения.
Требования к безопасности транспортных средств с каждым годом становились всё жёстче. Светотехническим приборам был отведён целый раздел правил дорожного движения в любой развитой стране (к каковым причисляли и СССР). Водителям предписывалось тщательно проверять работу фар, габаритных огней и указателей поворота перед каждым выездом. В Скандинавии был принят закон, обязывающий в зимнее время держать ближний свет включённым круглосуточно. В наше время любой автомобиль в «северном» исполнении имеет специальные «дневные» фары.
В Америке обязательной стала установка четырёх фар. Это побудило фирму Роллс-Ройс поступиться своим традиционализмом и начать установку сдвоенных фар на модель Сильвер Клауд III, а затем и на Фантом V. Хотя до этого она предусматривала для особо консервативных клиентов установку фар в отдельных конических корпусах на модель Сильвер Рэйт. Версия с кузовом кабриолет от Маллинера за характерную миндалевидную форму фар получила прозвище Chinese Eye («Китайский Глаз»). Традиционная клиентура фирмы отнеслась ко всему этому весьма критично.
А вот блок-фары, вскоре появившиеся в Европе, долго не могли получить доступа на дороги Нового Света. По светотехнике легче всего определить автомобиль, предназаначенный для американского рынка. Обычно коллекционеры предпочитают Ягуары и Порше в европейской версии. Кстати, ранние Ягуары модели Е отличаются фарами, закрытыми колпаками из перспекса заподлицо с кузовом. На ранних экземплярах Феррари 365 GTB/4 Дайтона фары тоже были закрыты перспексом — прозрачным пластиком авиационного происхождения. На прототипе Леонардо Фиораванти вообще поставил восемь фар — от подфарника до подфарника. Но американские дорожные службы пригрозили отказом в сертификации. Вскоре на Дайтонах стали устанавливать убирающиеся фары, но поначалу на «носу» машины делали хромированную полосу, и лишь потом стали красить передок в тот же цвет, что и весь кузов. Открытый GTS/4 Дайтона с фарами раннего образца — исключительная редкость, хотя у Брежнева был вроде именно такой. На Ламборгини Эспада тоже поставили четыре фары, хотя на фантастическом Ламборгини Марцал их было шесть. Ну так и от полностью прозрачных поднимающихся дверей во всю длину салона жизнь заставила отказаться.
Всё-таки у автомобиля есть лицо, и фары — это глаза. Пример «выразительности взгляда» — знаменитые фары Мерседеса в форме стрельчатых готических арок, созданные Полем Браком. Без фар автомобиль выглядит довольно мрачно. Это можно сказать и о Бугатти Ройяль, построенном для текстильного магната Армана Эсдера, и об американских Додже Чарджер, Шевроле Камаро и Понтиаке GTO.
Неподражаемый облик Порше 911 во многом определяют именно круглые фары, выступающие над покатым капотом-багажником. Тюнинговые версии с убирающимися фарами выглядят грозно, но совсем не симпатично. Роллс-Ройс Сильвер Спирит с прямоугольными блок-фарами смотрится как-то не по роллс-ройсовски. В случае с Понтиаком Файрбёрд замена круглых фар сдвоенными прямоугольными радикально изменила облик машины. Американский muscle-car стал плоским спорткаром 80-х в духе конкурентов из Японии. Подобный эффект вовсю используют тюнингеры, ставя точечные фары головного света — «крокодильи глазки». Их можно увидеть на любом массовом европейском седане, тюнингер Вальтер Штрозек ставил их на 911-й — по-моему, за такое его надо бы под трибунал вроде Нюрнбергского. А в Америке дошли до того, что ставят фары самого футуристического вида на модели 50-х годов и даже на родстеры довоенного производства. И совсем дико выглядят на Студебейкере 48-го года выпуска прямоугольные фары от Шевроле 78-го модельного года.
Прогресс не стоит на месте. По всей видимости, вскоре нам предстоит увидеть на наших транспортных средствах фары, практически незаметные в выключенном состоянии — их рассеиватели, как и все стёкла, включая лобовое, будут тонировать в цвет кузова. Каждая фара будет состоять из десятка точечных источников света, которые в различном сочетании позволят добиться соответствия любой из стандартных дорожных ситуаций. Режим работы головной светотехники будет определять спутниковая навигационная система. На прототипе Майбаха, созданном японскими дизайнерами, стояли именно такие фары. Но скоро они станут повседневной реальностью — специалисты концерна Бош нам это гарантируют в ближайшем будущем.
Однако Порше, продемонстрировав свои возможности создания светотехники весьма смелого дизайна, в итоге вернула на 911-ю модель (серия 997) привычные круглые фары. И ценители настоящих автомобилей этот шаг только приветствуют. Ведь ценители настоящих автомобилей относятся к ним, как к живым существам. А человек предпочитает общаться с таким существом, которому приятно посмотреть в глаза.