В основном это специальные автомобили, которые предназначены для снижения рисков попасть в аварию или катастрофу. Это точно так, как два пилота в кабине самолета — там две системы управления. Дублирование, конечно же, вызвано тем, что человеку свойственно порой ошибаться, а автоматика не всегда способна полностью подстраховать.
В ряде стран делаются автомобили с двумя рулями для обслуживания финансовых операций — перевозка крупных партий денег, драгоценностей. Тут два водителя за управлением очень важны. Хотя такие машины бронированные и выдерживают нападение грабителей с огнестрельным оружием, но в случае столкновения с многотонной машиной, идущей на большой скорости, повреждения неизбежны. Здесь как раз и сработает на опережение система двойного управления. Ведь порой достаточно доли секунды, чтобы успеть уклониться от удара.
Второе направление использования машин с двумя рулями — перевозка важных государственных и политических деятелей. Хотя машины для VIP-персон делаются особо прочными и в них имеются специальные устройства, срабатывающие автоматически при аварии, все же даже высококлассный водитель может ошибиться. Так что система двух рулей и двух водителей — вовсе не лишняя.
Учитывается и такое обстоятельство, как зрительная и физическая усталость водителя в длительной поездке. Как правило, шоферы-дальнобойщики, занятые перевозкой ценных грузов, вынуждены часто подменять друг друга за рулем автомобиля. А это значит, что надо остановить автомобиль, выйти тому и другому из него и поменяться местами. Очень удобный момент для грабителей. Они могут часами следовать за машиной позади и не вызывать подозрения. Действительно, можно ведь и не обгонять впереди идущий транспорт. Особенно, если движение напряженное. А как только водители станут меняться за рулем, вот тут и произойдет ЧП.
Система двойных рулей позволяет водителям-дальнобойщикам (да и не только им) брать на себя управление автомобилем, не открывая кабину и не выходя из нее.
Стоимость машин с двойным управлением намного выше обычной цены. Это понятно, поскольку конструкторам приходится решать сложные задачи. Но безопасность важнее любых денег.
Пожалуй, последний известный случай появления в автомашине второго руля — проект специалистов фирмы «Toyota», где сделали особый экземпляр беспилотного автомобиля. На первый взгляд, похоже на анекдот. Действительно, для чего беспилотной машине система с рулем? А тут речь даже о двух рулях! Но все легко объясняется.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
За одним рулем находится инструктор по обучению вождению, за вторым — обучающийся. Машиной управляет программа «Автопилот». Она имеет специально включенные в код небольшие погрешности. Обучающийся их должен заметить и «подправить» своим рулем и педалями. Если пропустил, «подправит» инструктор, но при этом сделает замечание обучающемуся. В самом же «Автопилоте» погрешность отметится действиями со стороны инструктора. Спорить тут уже нет смысла.
Кстати, два руля были не только в гражданских автомобилях, но и в военных. Мало кто знает, что в СССР выпускался УАЗ-469 с двумя рулями. Модель производилась исключительно для военных случаев. Машина имела особое устройство для индукционного поиска мин и впереди находилась рама с колесами. Этой рамой управлял второй водитель.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Столь необычный автомобиль-миноискатель работал медленно — скорость движения под управлением двух водителей не превышала 10 км/ч. Преимуществом автомобиля было то, что он позади себя оставлял две полосы из краски, по которой могли безопасно двигаться другие машины, так как найденные мины были уже сняты.
Разумеется, иногда второй руль в некоторых машинах ставили ради хохмы. Такие фото и видео можно найти в Интернете. Но приколы имели единичные случаи, поскольку «гаишники» наказывали водителей за такой юмор выпиской солидного штрафа.