Они приезжают через некоторое время и с недовольным видом просят заполнить бланки с описанием аварии. Сами в это время чертят схему расположения автомобилей, делают необходимые замеры расстояний между автомобилями, линиями разметки и краями дороги. Потом дают подписать эту схему.
Часто потом на разборе аварии в ГАИ оказывается, что эта схема в силу разных причин выглядит совсем не так, как было на самом деле. Оказывается, что не он, а ты заехал на его полосу движения или что-нибудь ещё. И ничего уже не докажешь — ты же подписал схему!
Вот уже больше двадцати лет я вожу в автомобиле простенький фотоаппарат. Хороший аппарат, которым обычно пользуешься, не будешь всё время возить в машине. Да и можешь иногда забыть его туда снова положить. Поэтому для машины я купил дешёвый фотоаппарат и постоянно держу его там. Нужно только, примерно раз в год менять плёнку на более свежую, и батарейки, если они есть в этом фотоаппарате. Плёнка должна быть высокой чувствительности, если авария произойдёт ночью — вспышка здесь не удобна.
Что нужно сделать при аварии? Главное — не волноваться (всё уже произошло) и не выяснять отношения. Говорить: «Приедет ГАИ — разберётся». А пока едет — заснять фотоаппаратом положение автомобилей друг относительно друга и линий разметки, каких-то приметных точек на обочине или тротуаре. Полезно с близкого расстояния зафиксировать повреждения автомобилей. Важно еще в самом начале заснять окружающие автомобили и людей — потом могут понадобиться свидетели, а они уже уедут. Мне такие фотографии несколько раз помогали при разбирательствах в ГАИ. Да и инспектору, когда он видит фотоаппарат, труднее потом решиться подтасовать данные по просьбе другой стороны. Так что это действует и психологически.
Недавно я заменил в машине старый плёночный аппарат на цифровой. Большой хороший у меня есть давно, а в машине поменять всё никак не мог собраться. Здесь, казалось бы, подойдёт самая дешёвая цифровая мыльница — очень высокое качество снимков не требуется. Но у самых дешёвых аппаратов — небольшая светочувствительность. Обычно максимальная — 400 ISO. Этого маловато для ночных съёмок. Нужно хотя бы 800. Тысячи за 4 рублей можно найти аппарат с максимальной чувствительностью 1600 ISO. Этого уже должно хватить, если только авария не произошла в абсолютной темноте на загородной дороге.
Мне же понравился фотоаппарат Pentax Optio T30 — тонкий и лёгкий, в котором использована 7-мегапиксельная матрица, а также 3-дюймовый монитор с чёткостью 230000 пикселей, яркий даже при солнечном свете. А его максимальная чувствительность — аж 3200 ISO. Он стоит около 7 тысяч рублей, но меня прельстил сенсорный дисплей, на котором можно вручную сделать подпись к снятому кадру. А то и попросить инспектора ГАИ расписаться на кадре. Надеюсь, что он не пошлёт меня куда подальше. Теперь надо только не забывать иногда подзаряжать аккумулятор камеры. Надо поискать в продаже автомобильное зарядное устройство.
Желаю всем безаварийной езды. Фотоаппарат будет помогать не попадать в аварии, как мне помогает не застревать на плохой дороге лежащий в багажнике грунтозацеп для лебёдки, о чём я уже писал.