Перейти к предыдущей части статьи
Охотники на китов к этому моменту стали осваивать Северное море, акваторию Фарерских островов, окрестности Ньюфаундленда, а также север Норвегии. Ну, и Шпицберген.
К этому моменту охота на китов претерпела серьёзные изменения. Теперь китобои пересели с лодок на большие парусные суда. Поиск китов стало возможным осуществлять вдали от родных мест.
Известно, что весьма ценным продуктом, получаемым в результате разделки китовой туши, являлся жир. Он активно применялся для освещения, в ряде случаев — даже для локального отопления. И китобоями очень ценился этот продукт, потому что он приносил хорошие деньги.
Раньше жир вытапливали на берегу. Когда китов в прибрежных водах было много и охотились на них с лодок, заниматься переработкой добычи предпочитали на суше. Мёртвого кита с помощью длинных верёвок транспортировали до мелководья, а уж там принимались за разделку туши.
Затем, с появлением довольно больших парусных китобойных судов, китовый жир
(ворвань) в ещё больших количествах продолжали вытапливать на берегу. Крайне редко самые отчаянные капитаны пытались производить это на судне, но случались возгорания.И вот что получается: китов близ населённого побережья становится всё меньше, приходится плавать за ними на север. С другой стороны, ценный китовый жир всё так же привыкли вытапливать на берегу. Что же делать?
Долгое время туши китов разрезали на части и запихивали в бочки. Затем, по возвращении на берег, из китового жира вытапливали ворвань. Но она после этого издавала неприятный запах. Кроме того, во время плавания часть жира портилась. Надо было что-то со всем этим делать, чтобы не снижать общую рентабельность
Решение было найдено, причём теми китобоями, которые охотились в южном направлении — у побережья Чили и Аргентины. Они заметили, что если соблюдать необходимые меры предосторожности, то вытапливать ворвань можно и на судне. В этом случае получаемый продукт без каких-либо осложнений достигнет берегов.
Теперь вытапливать жир стали прямо во время поисков китов в океане. Наиболее предприимчивые владельцы судов успешно продавали ворвань в портах, куда доводилось заходить. Таким образом, не надо было возвращаться к родным берегам, а получать денежки удавалось вдали от порта приписки.
Выходило так, что китобойное судно с командой из 30−40 человек в начале сезона стартовало в поисках добычи. В трюме у такого судна находилось множество бочек, нижние из которых заполнялись морской водой для устойчивости. Забив кита, бочки принимались опорожнять от воды, а её место занимали вытопленная ворвань либо пока ещё китовый жир.
Известно, что долгое время пальму первенства в китобойном промысле держала Голландия. Корабли этого государства плавали достаточно далеко в поисках необходимых для охоты мест. Интересно и то, что, скажем так, повторное открытие Шпицбергена произошло благодаря предприимчивым голландцам.
Разумеется, Шпицберген уже посещался ранее, в том числе и русскими людьми, которые именовали его Грумант. Но голландцы подошли к освоению большого северного острова основательнее, так как построили тут поселения с помещениями для разделки туш и хранения мяса.
Охота близ Шпицбергена приняла такие масштабы, что к концу ХVII столетия китов тут стало значительно меньше. Однако охотники смекнули, что здесь можно добывать тюленей, песцов и белых медведей, поэтому ушли из описываемых мест не сразу.
В середине ХVIII столетия главной китобойной державой стала Англия. Но тут была некоторая статистическая хитрость. Дело в том, что американский китобойный флот (а США ещё не существовало) вроде как тоже относился к флоту Её Величества. И в ряде случаев считали, что оба флота — вроде как одно целое.
Но объективно английский китобойный флот потеснил голландский к этому времени. Во-первых, англичане научились строить отличные китобойные суда. Во-вторых, для возрождения собственного флота англичане платили премии тем владельцам судов, которые увеличивают водоизмещение и переходят в категорию китобойных судов. И в 1750 году премии были удвоены. Это принесло положительные результаты.
Однако после войны только что образованных США и Англии китобойный флот последней поредел. И после некоторого времени американские китобои многими нынешними исследователями стали считаться самыми лучшими…