Кошка быстро выросла, стала игривой, но знала себе цену: кроме меня, никто не мог её трогать. В еде была неприхотливой, всё проглатывала быстро, особенно хлеб, любила лакомиться дыней и помидорами. Суп из блюдца лакала вместе с котятами, но всегда возмущалась тем, что он горячий. Вкуса колбасы Мурка не ведала, её просто не было. Возможно, поэтому охотничий инстинкт был неимоверным — кроме мышей, ловила воробьёв.
Мурка иногда оставалась голодной, а котятам живых мышей исправно носила. Да, воробьи котятам не доставались, но мыши были обязательны в воспитании потомства, и за нашими котятами выстраивалась очередь. Охотничьи навыки животное гордо демонстрировало. Воробьям
Дневная охота велась редко и проводилась из засады. Однажды таковой стала табуретка: я сидя читал книгу, а кошка пряталась под табуреткой и вдруг длинным прыжком бросилась на воробья, оглушив его лапами. Сцена меня напугала, Мурка всё поняла и до самого вечера не попадалась на глаза.
Одна из неудачных ночных охот закончилась травмой. Сквозь сон я услышал за дверью приглушённое мяуканье, Мурка из последних сил призывала к помощи. Открыл дверь, на пороге стояло любимое животное с широко раскрытой пастью, из которой сочилась кровь. Глубоко во рту виднелась застрявшая кость селёдки. Удалил кость и уложил кошку спать. Через день от былой травмы не осталось и следа, не зря говорят — «заживает, как у кошки».
И был случай, когда Мурка меня лечила. В Азербайджане лето жаркое, в июне месяце трава высыхает полностью, скот заранее перегоняют в горы. Вместе со сверстниками я всё лето ходил босиком по сухой траве и вообще где придётся. Под большим пальцем ноги образовывалась глубокая трещина, куда набивалась грязь, ходить становилось больно, а удалять грязь ещё больнее.
Однажды кошка, наблюдая за моими неуклюжими действиями с травинкой как инструментом чистки, вмешалась — дважды лизнув языком рану, вычистила её основательно. Прикосновение нежного языка к коже запомнилось навсегда, и затем я надел на палец манжету.
Учёба в школе давалась тяжело, много приходилось корпеть над уроками. Кошка садилась рядом, начинала мурлыкать, что погружало в решение задач по тригонометрии, но стоило приступить к чтению, как она располагалась на коленях.
В холодное время года ночью забиралась под одеяло, спала у ног. Вообще кошка — предсказатель погоды: если она преждевременно забирается на холодную печь или радиатор, подолгу там лежит, то это один из признаков скорого наступления холодов.
Однако к новым моим обязанностям, таким как бриться по утрам, животное относилось крайне раздражительно, намекая — ну зачем тебе лицо покрывать белой пеной? Убегала прочь при виде такой несуразицы, но со временем привыкла.
Кошачий ум не наделён большой памятью, и за это приходится расплачиваться. У Мурки стало традицией провожать меня в школу до калитки двора и потом встречать. Вторая смена в школе кончалась поздно, темнело. Однажды, шагнув во двор, я услышал сверху протяжный призыв о помощи, оглянулся по сторонам. Звуки доносились с крыши дома, Мурка металась вдоль кромки шифера, прыгать было опасно. Стал обходить дом, животное следовало за мной, и так мы дошли до ветки дерева, нависавшей над крышей. Кошачьей радости не было предела!
Не устраивайте с домашними питомцами изысканные злые шутки, об одной теперь весьма сожалею. Поставил зеркало на пол и пригласил кошку посмотреть в него. Увидев в нём себе подобное существо, животное решило с ним познакомиться — зашло за зеркало, а там пусто.
Затем состоялся многократный повтор эпизода и решение было усложнено — морда вплотную приблизилась к зеркалу и передними лапами кошка яростно хотела завершить знакомство. После такого поражения Мурка поняла всю недостойность моей затеи и несколько дней не могла простить обиды, добывала корм самостоятельно.
Настало время отъезда к поступлению в политехнический институт Донецка, откуда я был родом, но с кошкой прощание не состоялось, её дома не было. Через год семья тоже покинула место эвакуации, и мама потом рассказывала, что как только они стали паковать вещи, кошка сбежала из дома и прощание вновь не получилось.
Вряд ли Мурка обрела себе новых хозяев, благо климат Закавказья мягкий, там не бывает снежного покрова, а в феврале уже расцветает миндаль.
Больше кошек в моей жизни не было. С интересом сейчас наблюдаю за котами на даче, они позволяют себя трогать, гладить, а хлеб за еду не считают. Случается, что хозяева покидают дачу или уезжают в отпуск, а животное оказывается не приспособленным к самостоятельной жизни. Конечно, у состоятельных людей есть выход — в городе работает гостиница домашних животных. В любом случае лучше думать перед приобретением питомца.
Сохранение нынешнего отношения к кошкам может привести к тому, что в подвалах Эрмитажа через век котов заменят мыши.